Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Грешновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики к Андрееву В.М. о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики (УПФ РФ в г.Чебоксары) обратилось в суд с иском к Андрееву В.М. о взыскании финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере ... руб..
Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абзацем 3 ст.1 и п.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Андреев В.М. был обязан не позднее 1 марта 2011 года представить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год. В соответствии с постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 года N 192п документами, необходимыми для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, являются формы СЗВ-6-1. Однако ответчик такие сведения за 2010 год не представил. Согласно ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредоставление необходимых сведений предусмотрены финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. По факту нарушения законодательства был составлен акт N ... от 29.07.2011 года, решением заместителя начальника Управления от 07.09.2011 года N ... ответчик привлечен к ответственности с применением финансовых санкций в размере ... руб., копии указанных документов и требование об уплате финансовых санкций были направлены ответчику, однако сумма финансовых санкций ответчиком не уплачена.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований было отказано по тем основаниям, что Андреев В.М. является военным пенсионером, в связи с чем в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года N 223-О, не обязан уплачивать страховые взносы при осуществлении предпринимательской деятельности.
На указанное решение УПФ РФ в г.Чебоксары подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе указывается, что суд первой инстанции не учел, что правовая позиция, изложенная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 года N 223-О, подлежала применению до внесения изменений в действующее законодательство, гарантирующее лицам, получающим военную пенсию, реализацию пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В настоящее время такие изменения в законодательство внесены.
Представитель УПФ РФ в г.Чебоксары в суд не явился.
Ответчик Андреев В.М. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что установленный законом порядок фиксации факта обнаружения нарушения, принятия решения о взыскании финансовых санкций истцом соблюден. Вместе с тем, исходя из того, что Андреев В.М. является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О, суд пришел к выводу о том, что он не обязан уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР при занятии предпринимательской деятельностью. Соответственно, по мнению суда, отсутствуют и основания для применения к нему финансовых санкций за непредставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Выводы суда являются ошибочными.
Конституционный Суд в Определении от 24 мая 2005 года N 223-О указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 п.1 ст. 6, пункта 1 ст.7, пункта 2 ст. 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации" в той части, в которой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 2), 35 (части 1 и 2), 39 (части1) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд исходил из того, что законодатель, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, граждан самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательном пенсионному страхованию, не предусмотрел какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
В настоящее время такие изменения в законодательство внесены.
Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15декабря2001года N166-ФЗ, ч.4 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 военнослужащие при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к каковым относятся в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам). Указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 1 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 212-ФЗ. Соответственно, указанные лица обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет в орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом, Андреев В.М. такие сведения в установленный срок не представил. Такие сведения были им представлены лишь 27.06.2011 года.
Согласно ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
С 01 января 2010 года стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.2008 года N 91-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4330 рублей в месяц. Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ составляют 20% (п.1 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ). Указанные взносы лицами 1966 года и старше уплачиваются на страховую часть трудовой пенсии (ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ).
Исходя из изложенного, размер финансовой санкции составляет ... руб..
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по факту нарушения Андреевым В.М. законодательства истцом был составлен акт N ... от 29.07.2011 года, копия данного акта с указанием на дату его рассмотрения была направлена ответчику 03.08.2011 года. Решением заместителя начальника Управления от 07.09.2011 года N ... ответчик привлечен к ответственности в виде применения финансовых санкций в размере ... руб., указанное решение было направлено ответчику. 17.10.2011 года Андрееву В.М. было направлено требование об уплате финансовых санкций с предоставлением срока до 12.11.2011 года. При этом судом первой инстанции установлено, что порядок привлечения Андреева В.М. к ответственности соблюден. Выводы суда в указанной части никем не оспариваются.
Поскольку на ответчике лежала обязанность по представлению в Пенсионный фонд РФ сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, данная обязанность исполнена не была, решение о применении финансовой санкции было принято с соблюдением требований закона, требование об уплате финансовой санкции ответчиком не выполнено, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Обстоятельства, являющиеся основанием для освобождения Андреева В.И. от ответственности, а также смягчающие его ответственность, судебной коллегией не установлены.
В связи с тем, что по делу не требуется собирание или дополнительная проверка доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, выносит новое решение об удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в заявленном размере.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 февраля 2012 года отменить и вынести по делу новое решение.
Взыскать с Андреева В.М. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии сумму финансовой санкции в размере ... руб..
Взыскать с Андреева В.М. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... руб..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.