Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Никифоровой Р.Ф.,
судей ЕмельяноваА.Н., Агеева О.В.
при секретаре Калягиной Э.С.,
с участием прокурора Абросеева Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Н.А. к "Министерство", ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционному представлению помощника прокурора Козловского района Чувашской Республики, апелляционным жалобам истца КовалевойН.А. и ответчика "Министерство" на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Ковалевой Н.А. к "Министерство" и ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда в размере "сумма" удовлетворить частично.
Признать увольнение Ковалевой Н.А. незаконным.
Считать Ковалеву Н.А. уволенной по п.6. ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" с 17.01.2012г..
Взыскать с "Министерство" в пользу Ковалевой Н.А. средний заработок за время вынужденного прогула с 17.12.2011г. по 17.01.2012г. (10 рабочих дней в декабре 2011г. и 6 рабочих дней январе 2012г.), с учетом выплаченной суммы за период с 17.11.2011г. по 16.12.2012г., в размере "сумма", компенсацию морального вреда в сумме "сумма", а также судебные расходы в сумме "сумма".
В остальной части требований Ковалевой Н.А. отказать.
Заслушав доклад судьи ЕмельяноваА.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально КовалеваН.А. обратилась в суд с исковым заявлением к "Министерство" и "подразделение Министерства" о восстановлении в ранее замещаемой должности начальника "подразделение Министерства", взыскании оплаты за время вынужденного прогула за период с 17 декабря 2011 года до вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере "сумма".
Исковые требования мотивированы тем, что истец с 02 декабря 2005 года замещала должность гражданской службы начальника "подразделение Министерства", 02 декабря 2005 года, с ней был заключен служебный контракт, представителем нанимателя издан приказ о назначении на указанную должность. 16 декабря 2011 года приказом председателя ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" N от указанной даты она освобождена от замещаемой должности гражданской службы в связи с упразднением отдела по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Истец считала увольнение незаконным, ссылаясь, во-первых, на отсутствие записи о ликвидации подразделения в ЕГРЮЛ, во-вторых, на нарушение процедуры и порядка увольнения, так как о предстоящем освобождении от замещаемой должности она была предупреждена 30 сентября 2011 года, а уволена 16 декабря 2011 года с превышением установленного в законе двухмесячного срока, вакантная должность была предложена ей только через 19 дней после вручения уведомления. При увольнении не был произведен окончательный расчет. Незаконным увольнением причинены нравственные страдания в связи с лишением средств к существованию, трудностями в поиске новой работы, что привело к ухудшению здоровья.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу истец отказалась от исковых требований к "подразделение Министерства", ссылаясь на то, что указанный отдел был ликвидирован, отказ от иска в этой части был принят судом и определением Козловского районного суда Чувашской Республики от 09 февраля 2012 года и производство по делу по иску КовалевойН.А. к "подразделение Министерства" прекращено.
В последующем истец уточнила требования, предъявив их также к ликвидационной комиссии "подразделение Министерства", и окончательно просила восстановить ее в ранее замещаемой должности начальника "подразделение Министерства" с 17 декабря 2011 года с последующим увольнением с учетом неиспользованных 52 дней отпуска с 12 марта 2012 года, взыскать оплату за время вынужденного прогула за период с 17 декабря 2011 года по 09 февраля 2012 года в сумме "сумма", возместить судебные расходы в сумме "сумма".
Дополнительно указала, что "подразделение Министерства" ликвидирован 17 января 2012 года.
Истец КовалеваН.А. и ее представитель КушелевскийА.Г. уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчиков "Министерство" и ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" СоколоваН.К. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что увольнение истца было произведено на законном основании и с соблюдением установленного законом порядка.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное истцом КовалевойН.А. и ответчиком "Министерство" по мотивам незаконности и необоснованности судебного постановления.
На это же решение помощником прокурора Козловского района Чувашской Республики принесено апелляционное представление.
В своей апелляционной жалобе истец Ковалева Н.А. указанное решение суда оспаривает в части отказа в удовлетворении ее требований о признании ее уволенной с учетом неиспользованных 52 дней отпуска с 12 марта 2012 года, взыскании оплаты за время вынужденного прогула за период с 18 января 2012 года по 09 февраля 2012 года.
В апелляционных жалобе ответчика Министерства финансов Чувашской Республики и представлении прокурора указывается на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о нарушении при увольнении истца предусмотренного законом порядка увольнения и принял в связи с этим неправосудное решение о признании ее увольнения незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Ковалевой Н.А. и ее представителя КушелевскогоА.Г., поддержавших свою жалобу и возражавших против удовлетворения жалобы "Министерство" и представления прокурора, представителя ответчиков Максимова Д.Ю., поддержавшего жалобу "Министерство" и возражавшего против удовлетворения жалобы истца, заслушав заключение прокурора Абросеева Р.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, как незаконное и необоснованное, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении всех заявленных Ковалевой Н.А. исковых требований, обсудив доводы, изложенных в апелляционном представлении и апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу, что ликвидация "подразделение Министерства" произведена в соответствии с действующим законодательством, порядок прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения истца в части уведомления об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца, предложения вакантной должности государственной гражданской службы Чувашской Республики ( "должность1", от которой истец отказалась) был соблюден.
Судебная коллегия, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку это подтверждается представленными по делу доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, истец проходила государственную гражданскую службу Чувашской Республики в "Министерство", со 02 декабря 2005 года замещала должность начальника "подразделение Министерства" (служебный контракт N от 02 декабря 2005 года).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 года N "Об упразднении территориальных органов "Министерство" в районах и городах" упразднены 23 отдела, в том числе "подразделение Министерства" (п. N Приложения - Перечня упраздняемых территориальных органов Министерства финансов Чувашской Республики).
Приказом "Министерство" от 30 сентября 2011 года N во исполнение вышеуказанного постановления предписано, во-первых, утвердить составы ликвидационных комиссий по упразднению территориальных органов "Министерство" в районах и городах, согласно приложению N, во-вторых ликвидационным комиссиям провести ликвидационные процедуры. В состав ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" включены: председатель комиссии ФИО1 ( "должность2"); заместитель председателя комиссии КовалеваН.А. -начальник "подразделение Министерства"; члены комиссии: СероваЛ.Н. ( "должность3" - по приказу "Министерство" от 20 декабря 2011 года N наименование должности изменено на "должность1"); ФИО2 ( "должность4"); ФИО3 ( "должность5"); ФИО4 ( "должность6"); ФИО5 ( "должность7"); ФИО6 ( "должность8"); ФИО7 ( "должность9"); ФИО8 ( "должность10"); ФИО9 ( "должность11").
30 сентября 2011 года истец КовалеваН.А. под роспись уведомлена председателем ликвидационной комиссии ФИО1 о предстоящем освобождении от замещаемой ею должности и увольнении по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по истечении двух месяцев со дня получения уведомления.
19 октября 2011 года истцу, в связи с упразднением "подразделение Министерства" предложена для замещения должность "должность1".
11 декабря 2011 года истец обратилась в Минфин Чувашии с заявлением об аннулировании своего согласия на замещение предложенной ей должности "должность1".
Приказом председателя ликвидационной комиссии ФИО1 от 16 декабря 2011 года N КовалеваН.А. освобождена от замещаемой должности и уволена 16 декабря 2011 года по п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с упразднением "подразделение Министерства".
В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 Федерального закона);
Статьей 31 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе (пункт 1 части 3 ст.31); в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона (часть 4).
Таким образом, сам факт назначения ликвидационной комиссии свидетельствует о принятии уполномоченным органом решения о ликвидации юридического лица, которое, в свою очередь, является основанием для освобождения государственных гражданских служащих от замещаемых должностей в ликвидируемом государственном органе (подразделении государственного органа). Учитывая, что ФИО1 был назначен уполномоченным органом "Министерство" председателем ликвидационной комиссии "подразделение Министерства", он являлся уполномоченным лицом на уведомление истца о предстоящем освобождении от замещаемой должности, предложению ей иной должности, и по принятию решения об ее увольнении в связи с отказом от замещения предложенной должности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о несоблюдении порядка увольнения истца, предусмотренного п.1.1 ее должностного регламента, Положением о "Министерство", утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N (п.п.5.2 и 5.4), Положением об "подразделение Министерства", утвержденному приказом "Министерство" от 23 ноября 2005 года N в части освобождения истца, как начальника "данные изъяты", от занимаемой должности только "министром" и только после рассмотрения этого вопроса на коллегии "Министерство".
По Положению об "подразделение Министерства", утвержденному приказом "Министерство" от 23 ноября 2005 года N, отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности "министром" после рассмотрения на коллегии "Министерство" (пункт 5.1).
Должностными регламентами начальника "подразделение Министерства", утвержденными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что начальник отдела назначается на должность и освобождается от должности министром финансов Чувашской Республики после рассмотрения на коллегии Министерства финансов Чувашской Республики (пункт 1.1).
Поскольку в период освобождения истца от замещаемой должности и ее увольнения Положение о "Министерство", утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, действовало в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N372 от 14 сентября 2011 года, то есть указание на порядок освобождения от замещаемой должности и увольнения начальника отдела исключительно "министром" после рассмотрения на коллегии "Министерство" этого вопроса исключено, и с учетом того, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 года N принято решение о ликвидации отделов, проведение ликвидационных процедур поручено "Министерство", который в свою очередь на основании указанного постановления утвердил составы ликвидационных комиссий, поручив им проведение ликвидационных процедур в соответствии с законодательством, в том числе и по освобождению от замещаемых должностей и увольнению гражданских служащих ликвидируемых подразделений, выводы суда первой инстанции о нарушении порядка увольнения истца в указанной выше части не основаны на законе и представленных по делу доказательствах.
"Министерство" на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 года N372 передал полномочия по освобождению от замещаемых должностей и увольнению гражданских служащих городского и районных отделов, в том числе "данные изъяты", ликвидационной комиссии, которая действовала в соответствии с ч. 3 ст. 62 ГК РФ, которой предусмотрено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе и по увольнению сотрудников ликвидируемой организации.
Проведение коллегии "Министерство" по вопросу увольнения истца в данном случае не требовалось, так как ликвидационные процедуры, в том числе освобождение от замещаемых должностей и увольнение гражданских служащих производилось на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики.
Таким образом, доводы апелляционных жалобы ответчика "Министерство" и представления прокурора о том, что освобождение от замещаемой должности и увольнение истца было произведено на законном основании с соблюдением установленного порядка являются правильными, и, соответственно оснований для признания увольнения истца незаконным и удовлетворения ее исковых требований не имелось.
Учитывая то, что в ходе изменения организационной структуры министерства, "подразделение Министерства", в котором истец замещала должность государственной гражданской службы, был ликвидирован, с одновременным сокращением должностей, в том числе и должности начальника отдела, которую до своего увольнения замещала КовалеваН.А., у ответчика в лице ликвидационной комиссии было предусмотренное законом основание для освобождения от замещаемой должности и увольнения истца п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания увольнения истца Ковалевой Н.А. незаконным подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения - об отказе Ковалевой Н.А. в удовлетворении этого требования.
Учитывая то, что судебная коллегия пришла к выводу о том, что увольнение истца было произведено ответчиком на законном основании и с соблюдением установленного порядка, отменив в этой части решение суда первой инстанции с вынесением нового об отказе в удовлетворении этого требования, подлежит отмене решение суда первой инстанции и в части удовлетворения производных от этого требования требований истца о признания ее уволенной с 17 января 2012 года в связи с ликвидацией работодателя, а также в части взыскания с "Министерство" в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула с 17 декабря 2011 года в размере "сумма", компенсации морального вреда в сумме "сумма" и судебных расходов в сумме "сумма".
Как следует из разъяснений, изложенных в п.п.28 и 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ) (пункт 28); работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе; при невозможности восстановления работника на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по пункту 1 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
Учитывая, что освобождение от замещаемой должности гражданского служащего и увольнение истца было произведено на законном основании и с соблюдением установленного порядка, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца не имеется, поскольку доводы ее жалобы основаны на том, что ее увольнение является незаконным.
Таким образом, увольнение истца было произведено на законном основании и с соблюдением установленного законом порядка, а потому не имелось оснований для признания ее увольнения незаконным, а, следовательно, и для удовлетворения всех заявленных ею к ответчикам исковых требований, в связи с чем указанное решение подлежит отмене с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении всех заявленных Ковалевой Н.А. требований.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 24 февраля 2012 года отменить и принять по настоящему делу новое решение, которым отказать Ковалевой Н.А. в удовлетворении ее требований к "Министерство", ликвидационной комиссии "подразделение Министерства" о восстановлении на работе, с последующим увольнением с 12 марта 2012 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Апелляционную жалобу истца Ковалевой Н.А. на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 24 февраля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.