Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Калягиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Борисовой В.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Борисовой В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики (далее УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР) N41 от 21.01.2012 года Борисовой В.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого медицинского стажа работы.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не был включен ряд периодов, в том числе периоды работы:
- с 13.05.1986 года по 04.09.1986 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде ...,
- с 21.03.1989 года по 15.01.1994 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде ...,
- с 17.01.1994 года по 14.03.1994 года, с 19.03.1994 года по 17.07.1994 года, с 23.07.1994 года по 17.08.1997 года, с 23.08.1997 года по 06.04.2001 года в должности старшей медицинской сестры в детском саде ....
Не согласившись с указанным решением, Борисова В.А. обратилась в суд с иском о включении в специальный стаж указанных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 10 января 2012 года.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 марта 2012 года исковые требования Борисовой В.А. удовлетворены частично, на УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР возложена обязанность по включению в специальный стаж периодов работы с 13.05.1986 года по 04.09.1986 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде ... и с 21.03.1989 года по 30.09.1993 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде .... В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж остальных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 10 января 2012 года отказано.
На указанное решение суда Борисовой В.А. подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и вынесении нового решения об удовлетворении требований в этой части по тем основания, что работа в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде после 01 октября 1993 года также подлежала включению в специальный стаж.
В судебном заседании Борисова В.А. и ее представитель Борисов М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ответчика УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР в суд не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что Борисова В.А. в период с 13.05.1986 года по 04.09.1986 года работала в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде ..., с 21.03.1989 года по 15.01.1994 года в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде ..., с 17.01.1994 года по 14.03.1994 года, с 19.03.1994 года по 17.07.1994 года, с 23.07.1994 года по 17.08.1997 года, с 23.08.1997 года по 06.04.2001 года в должности старшей медицинской сестры в детском саде ....
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 ст. 27 (ранее п.3 ст. 28) указанного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом20 пункта1 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанного выше Списка, вопросы назначений досрочной трудовой пенсии по старости регулировались ст. 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми во исполнение указанного Закона Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Право медицинских работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Данным Постановлением утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работником просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Указанным Перечнем были предусмотрены должность "медицинская сестра" и наименование учреждения "ясли-сад", в связи с чем работа в указанной должности и указанном учреждении подлежала включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет медицинским работникам.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года ясли-сады и детские сады, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не были включены в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Таким образом, законодатель исключил медицинских работников образовательных учреждений, в том числе дошкольных, из числа лиц, обладающих правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Вопросы о праве медицинских работников образовательных учреждений на досрочную пенсию неоднократно рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации.
В частности, применительно к праву медицинских работников дошкольных образовательных учреждений, правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008г. N868-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чумак-Жунь Надежды Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с указанной позицией, в результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с 1 октября 1993 года. После принятия постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе старших, дошкольных образовательных учреждений (детских садов) применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N8-П).
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N392-О).
Правовая позиция о том, что трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольного образовательного учреждения не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с 1 октября 1993 года, изложена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 г. N 11-В08- 24.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал Борисовой В.А. во включении в специальный стаж периода работы в должности старшей медицинской сестры в ясли-саде с 1 октября 1993 года.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Суд проверил доводы и возражения сторон и подробно изложил мотивы, по которым принял данное решение.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Борисовой В.А. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 06 марта 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.