Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Калягиной Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вороновой Н.М. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Вороновой Н.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики (далее УПФ РФ в г.Чебоксары районе ЧР) N1084 от 30.12.2011 года Вороновой Н.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего специального педагогического стажа работы. Специальный стаж установлен продолжительностью 13 лет 4 месяца 12 дней.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены периоды:
- с 01.09.1984 года по 03.09.1987 года, с 02.01.1988 года по 05.07.1988 года учебы в ... государственном институте культуры,
- с 02.01.1989 года по 14.01.1989 года, с 20.03.1989 года по 01.04.1989 года нахождения на курсах повышения квалификации,
- с 01.01.2001 года по 31.05.2009 года, с 01.09.2009 года по 31.05.2010 года, с 01.09.2010 года по 05.10.2011 года работы в должности преподавателя по классу аккордеона в МУК "Детская школа искусств N ..., в МОУ ДОД " ... детская школа искусств N ...", в МБОУ ДОД " ... детская школа искусств N ..." г.Чебоксары Чувашской Республики,
- с 01.06.2009 года по 31.08.2009 года, с 01.06.2010 года по 31.08.2010 года в работы должности преподавателя по классу аккордеона на 0,76 и 0,81 ставки в МОУ ДОД " ... детская школа искусств N ...", в МБОУ ДОД " ... детская школа искусств N ..." г.Чебоксары Чувашской Республики.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Воронова Н.М. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР о включении в специальный стаж названных спорных периодов и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 27.12.2011 года.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 марта 2012 года исковые требования Вороновой Н.М. удовлетворены частично. На УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР возложена обязанность по включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 02.01.1989 года по 14.01.1989 года, с 20.03.1989 года по 01.04.1989 года. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Вороновой Н.М. подана жалоба. Жалоба мотивирована тем, что времени обучения в педагогическом учебном заведении предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", указанный период обучения подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, в должности преподавателя по классу аккордеона детской школе искусств она выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), поэтому периоды работы после 01 января 2001 года также подлежали включению в специальный стаж.
В судебном заседании Воронова Н.М. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель УПФ РФ в г.Чебоксары ЧР в суд не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 января 2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил регулировались ст.80 Закона РФ от 20.11.1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми на основании ст.83 указанного Закона Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включение в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Ранее право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение).
В пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка 2002 года содержатся такие должности как "преподаватель", а в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" содержатся такие учреждения как "детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств".
Пунктом12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002года N781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999года по 31 декабря 2000года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Поскольку должность истца и учреждение, в котором она работала, соответствуют должности "преподаватель" указанной в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и учреждению "детская школа искусств", указанному в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, то, исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности преподавателя в детской школе искусств могла быть зачтена в специальный стаж работы только в том случае, если бы на 1 января 2001года у Вороновой Н.М. имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Однако пенсионным органом специальный стаж истца на 1 января 2001года установлен менее 16 лет 8 месяцев, то есть 13 лет 4 месяца 12 дней. При сложении стажа определенного пенсионным органом и периодов, включенных в стаж судом, необходимого стажа в 16 лет и 8 месяцев также не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истца в должности преподавателя в детской школе искусств с 1 января 2001года не могут быть зачтены в специальный стаж.
Доводы жалобы истца о том, что в период работы должности преподавателя по классу аккордеона детской школе искусств она выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), не влияют на правильность решения суда по указанным выше основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Положения 1959 года в стаж работы учителей и других работников просвещения подлежало включению время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из материалов дела следует, что Воронова Н.М. в период с 01.09.1984 года по 03.09.1987 года и с 02.01.1988 года по 05.07.1988 года обучалась в ... государственном институте культуры и непосредственно до поступления в указанное педагогическое учебное заведение и после обучения она осуществляла педагогическую деятельность в должности преподавателя по классу аккордеон в детских музыкальных школах.
Между тем, исходя из пункта 4 названного Положения указанные периоды, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем). В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет 8 месяцев.
Исходя из установления специального стажа истца менее 16 лет 8 месяцев, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что время обучения в педагогическом учебном заведении не может быть зачтено в специальный стаж.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Суд проверил доводы и возражения сторон, в том числе доводы, аналогичные тем, что изложены в кассационной жалобе и подробно изложил мотивы, по которым принял данное решение.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Вороновой Н.М. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 07 марта 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.