Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Блиновой М.А.
при секретаре судебного заседания Юркиной Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Васильева В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, поступившее по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Васильева В.М. удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики-Чувашии N от 03 июня 2011 года в части отказа Васильеву В.М. во включении периодов работы в должности: учителя "данные изъяты" МОУ " .1." с 01 сентября 1999 года по 21 ноября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 12 июля 2003 года, с 01 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года; директора МОУ " .2." с 11 января 2006 года по 30 апреля 2006 года; периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в должности инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты" с 15 февраля 1985 года по 31 августа 1987 года в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики-Чувашии включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы в должности: учителя "данные изъяты" МОУ " .1." с 01 сентября 1999 года по 21 ноября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 12 июля 2003 года, с 01 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года; директора МОУ " .2." с 11 января 2006 года по 30 апреля 2006 года; период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работы в должности инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты" с 15 февраля 1985 года по 31 августа 1987 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики-Чувашии назначить и выплачивать Васильеву В.М. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с момента обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии - 26 мая 2011 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать."
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев В.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения. Исковые требования мотивированы тем, что 26 мая 2011 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением им педагогической деятельности. При определении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии ответчик решением N от 03 июня 2011 года не включил в специальный стаж истца следующие периоды:
- нахождение в административных отпусках с 13 июля 1990 года по 31 августа 1990 года, с 13 июля 1991 года по 31 августа 1991 года, с 13 июля 1992 года по 31 августа 1992 года, с 13 июля 1993 года по 31 августа 1993 года, с 08 июля 1994 года по 31 августа 1994 года, с 08 июля 1995 года по 31 августа 1995 года, с 08 июля 1996 года по 31 августа 1996 года, с 01 августа 1998 года по 30 сентября 1998 года, с 13 июля 2000 года по 31 августа 2000 года, с 13 июля 2001 года по 31 августа 2001 года, с 13 июля 2002 года по 31 августа 2002 года, с 13 июля 2003 года по 31 августа 2003 года;
- работа в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1." с 01 сентября 1999 года по 21 ноября 2002 года;
- работа в должности педагога дополнительного образования в районном Доме детского творчества ... с 22 ноября 2002 года по 12 июля 2003 года на 0,22 ставки, с 01 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года на 0,11 ставки, с 01 октября 2000 года по 30 апреля 2002 года, с 01 октября 2002 года по 30 апреля 2003 года, с 01 октября 2003 года по 21 апреля 2004 года, с 01 октября 2004 года по 29 апреля 2005 года, с 01 ноября 2005 года по 30 апреля 2006 года на 0,33 ставки;
- работа в должности директора МОУ " .2." с 11 января 2006 года по 31 августа 2006 года;
- служба в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работа инструктором "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты" с 15 февраля 1985 года по 31 августа 1987 года.
При этом специальный стаж истца без учета указанных периодов определен ответчиком в ... лет ... месяцев ... дней.
Истец просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Моргаушском районе Чувашской Республики- Чувашии N от 03 июня 2011 года, возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 26 мая 2011 года.
В последующем Васильев В.М. отказался от исковых требований в части обязания включить в специальный стаж периоды нахождения истца в административном отпуске с 01 августа 1998 года по 30 сентября 1998 года и работы в должности директора МОУ " .2." с 01 мая 2006 года по 31 августа 2006 года.
В судебном заседании 20 февраля 2012 года Васильев В.М. и его представитель Данилов А.В. исковые требования поддержали.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии Парфирьева Н.В. иск не признала, пояснив, что действующее законодательство не предусматривает включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Судом вынесено указанное выше решение, при этом суд пришел к тем выводам, что периоды работы Васильева В.М. в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1.", директора МОУ " .2.", инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты", а также период службы в составе Вооруженных Сил СССР законодательством, действовавшим на период осуществления соответствующей деятельности и действующим на день рассмотрения дела, засчитываются в педагогический стаж.
Решение по делу обжаловано Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии, которое просило решение отменить по мотивам несогласия с выводами суда о включении в специальный стаж истца периодов работы Васильева В.М. в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1.", поскольку такое образовательное учреждение, как лицей, не относится к общеобразовательным школам, расположенных в сельской местности, работа в начальных классах которых подлежит включению в специальный педагогический стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Без учета работы в МОУ " .1." специальный стаж истца ( ... лет ... мес. ... дней) не дает права и на включение в него периодов работы Васильева В.М. в качестве инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты", а также периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии Парфирьевой Н.В., поддержавшей апелляционную жалобу, Васильева В.М. и его представителя Данилова А.В., просивших оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 года издано Постановление N 781, которым утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Спорным периодом, исключенным ответчиком из педагогического стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, является, в том числе и период работы в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1." с 01 сентября 1999 года по 21 ноября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 12 июля 2003 года, с 01 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года в условиях выполнения менее нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы с 01 сентября 2000 года в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, установленных настоящими Правилами.
Вместе с тем, в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены такие наименования общеобразовательных учреждений, как школы всех наименований, в том числе и лицей.
Кроме того, согласно пп. "е" п.1 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196) лицей является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с содержащимися в апелляционной жалобе доводами об отсутствии правовых оснований включения в специальный стаж истца периода работы в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1." с 01 сентября 1999 года по 21 ноября 2002 года, с 22 ноября 2002 года по 12 июля 2003 года, с 01 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года по тем мотивам, что такое образовательное учреждение, как лицей, не относится к общеобразовательным школам, расположенных в сельской местности, работа в начальных классах которых подлежит включению в специальный педагогический стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Что касается периода службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в должности инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты" с 15 февраля 1985 года по 31 августа 1987 года, то в это время вопросы назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п.4 названного положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В рассматриваемом случае 2/3 от необходимого педагогического стажа 25 лет составит 16 лет и 8 мес.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку при условии включения в специальный стаж истца указанных выше периодов работы в должности учителя "данные изъяты" МОУ " .1.", продолжительность педагогического стажа превысит 16 лет 8 мес., то и выводы суда о необходимости включить в него периоды службы истца в составе Вооруженных Сил СССР и работы в должности инструктора "данные изъяты", заведующего отделом "данные изъяты", следует признать правомерными, а доводы апелляционной жалобы в указанной части - несостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения содержащихся в апелляционной жалобе требований об отмене постановленного по делу решения по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Моргаушском районе Чувашской Республики - Чувашии на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 20 февраля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.