Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу гражданки Республики "данные изъяты" Дулаевой З.Х. на решение судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики "данные изъяты" Дулаевой З.Х.,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника МО УФМС РФ по ЧР в г. Алатырь от 06 марта 2012 года N Дулаева З.Х. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Дулаева З.Х. обжаловала его в Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Решением судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 апреля 2012 года постановление начальника МО УФМС РФ по ЧР в г. Алатырь от 06 марта 2012 года N оставлено без изменения, а жалоба Дулаевой З.Х. без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Дулаева З.Х. в установленные сроки обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с жалобой на предмет его отмены, ссылаясь на то, что в миграционной карте при въезде на территорию РФ цель визита не указана. В уведомлении о прибытии, которое она сдала в Алатырском главпочтамте, строку "Цель въезда" она не заполняла. Бланк уведомления о прибытии, представленный УФМС, заполнен не ее почерком, в нем имеется отметка о цели визита "частная", место печати не совпадает, также имеются иные различия, которым судом не дана никакая оценка. В постановлении о привлечении к административной ответственности имеется множество ошибок и опечаток.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, заслушав пояснения Дулаевой З.Х. с участием переводчика Ергашева А.М., поддержавшей жалобу, представителя УФМС РФ по ЧР Шишкина Е.В., возражавшего против доводов жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Безвизовый порядок въезда граждан Республики Узбекистан в Российскую Федерацию установлен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан.
Согласно статье 25.9 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту.
Срок ее действия зависит от цели приезда, которую необходимо указать при ее заполнении.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте" миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в России. Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.
Миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в России.
Бланк миграционной карты предусматривает следующие цели визита: служебный, коммерческий, частный визит, туризм, учеба, работа и транзит.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ выражается в несоответствии фактически осуществляемых в период пребывания и проживания в России иностранного гражданина или лица без гражданства деятельности или рода занятий заявленной цели въезда в Российскую Федерацию.
Судьей районного суда установлено, что Дулаева З.Х., прибыла на территорию РФ с частной целью, после чего получила патент, то есть изменила цель въезда.
Выводы о виновности Дулаевой З.Х. обоснованны уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания N, представленным УФМС по г. Алатырь и Алатырским почтамтом, которое Дулаева З.Х. направляла в УФМС по г. Алатырь через Алатырский почтамт.
Однако вывод о совершении Дулаевой З.Х указанного административного правонарушения является преждевременным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ и постановления начальника МО УФМС РФ по ЧР в г. Алатырь от 06 марта 2012 года N, Дулаева З.Х. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 руб. за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, что выразилось в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий. Согласно миграционной карте N, полученной в пункте пропуска через границу "данные изъяты", Дулаева З.Х. заполнила ее в соответствии с п. 4 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 413 от 16.08.2004 года, указав цель визита "Частная".
Таким образом, доказательством несоответствия заявленной иностранными гражданами цели въезда в Российскую Федерацию служит миграционная карта, в которых отражаются эти сведения.
Между тем, суд не указал миграционную карту в качестве доказательств, положенных в основу выводов о виновности Дулаевой З.Х. Судья районного суда указал, что в миграционной карте N Дулаевой З.Х. не указана цель въезда.
Из объяснений представителя УФМС Шишкина Е.В. следует, что Дулаева З.Х. нарушила порядок заполнения миграционной карты, поскольку не указала в ней цель въезда. Цель въезда была внесена в базу данных учета иностранных граждан на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с названной статьей.
Обязанность предоставления уведомления о прибытии иностранного гражданина в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 109 - ФЗ возложена на принимающую сторону.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может представляться в орган миграционного учета непосредственно либо направляться в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Закона N 109 - ФЗ определено, что стороной, принимающей иностранного гражданина, выступает - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Согласно материалам дела стороной принимающей иностранного гражданина является Содикова О.К.
В судебном заседании Дулаева З.Х. пояснила, что уведомление о прибытии заполняла принимающая сторона, то есть ФИО1, которая не указала цель въезда.
Данный довод заслуживал внимания, поскольку из имеющейся в материалах дела копии уведомления следует, что оно было заполнено после въезда на территорию РФ, направлено по почте и подписано принимающей стороной ФИО1
При этом в копиях уведомлений, представленных УФМС и Дулаевой З.Х., имеются значительные расхождения, которые в ходе рассмотрения жалобы Дулаевой З.Х. на постановление должностного лица судьей районного суда устранены не были. В уведомлении, представленном УФМС, цель визита указана галочкой, сведения о том, что ее поставила сама Дулаева З.Х., не имеется.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении начальником МО УФМС РФ по ЧР в г. Алатырь, а затем и при рассмотрении жалобы Дулаевой З.Х. доводам Дулаевой З.Х. о том, что в миграционной карте не указана цель въезда, оценка не дана.
Кроме того судом не дана оценка объяснениям Дулаевой З.Х. о том, что при заполнении уведомления о прибытии, графу "Цель въезда" не заполняли, что подтвердила копией соответствующего уведомления.
С учетом изложенного по делу невозможно сделать однозначный вывод о том, что в уведомлении, представленном УФМС, цель визита "частная" указана самой Дулаевой З.Х. Не указание цели визита, исходя из смысла и содержания ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, не может повлечь безусловное привлечение к административной ответственности в силу отсутствия юридически значимого обстоятельства как несоответствие заявленной иностранным гражданином цели въезда фактической деятельности.
Следовательно, требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного дела, соблюдены не были.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к указанной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из-за допущенных существенных нарушений норм процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение судьи Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 апреля 2012 года, вынесенное в отношении Дулаевой З.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.