Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В., при секретаре Михайловой И.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Пироговой Н.И. к администрации Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконными действий по исключению из списка ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Указом Президента РФ N714 от 7 мая 2008 года, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 марта 2012 года, которым постановлено:
Признать действия Администрации Батыревского района Чувашской Республики по исключению Пироговой Н.И. из списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714, незаконными.
Обязать Администрацию Батыревского района Чувашской Республики восстановить Пирогову Н.И. в списке ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающим под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714, с 16.03.2010 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пирогова Н.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными действия администрации Батыревского района Чувашской Республики по исключению ее из списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилых помещениях, подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.
Заявление мотивировала тем, что она является членом семьи умершего супруга-ветерана Великой Отечественной войны Ф.И. Её супруг Ф.И. являлся участником боевых действий в Северной Корее с территории Китая в период с 07.06.1951 г. по 13.02.1953 г. и ему было выдано удостоверение участника ВОВ, в соответствии с которым он пользовался льготами и преимуществами для участников ВОВ. Постановлением главы администрации Батыревского района от 29 февраля 2010 г. она была включена в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающих под действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714. Однако из письма Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 06.12.2011 г. ей стало известно об исключении её из указанного списка ветеранов по мотиву того, что ветераны боевых действий в Северной Корее (с июня 1950 г. по июль 1953 г.), к числу которых относился ее умерший супруг, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не подлежат. Считает данные действия незаконными.
В ходе нахождения дела в производстве суда Пирогова Н.И. свои требования переоформила в исковое заявление, уточнив, что просит обязать администрацию Батыревского района включить ее в указанный список с даты постановки на учет - с 29 февраля 2010 года.
В судебном заседании представители заявителя Храброва Н.В. и Егорова М.Ф. заявление поддержали по заявленным основаниям и вновь привели их суду, а также в уточнение исковых требований просили возложить обязанность на администрацию Батыревского района восстановить истицу в списке ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающих под действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 с 16.03.2010 г.
Администрация Батыревского района Чувашской Республики своего представителя в суд не направила. От представителя ответчика поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело без его участия, представив отзыв на исковое заявление, в котором указал, что администрация иск не признает.
Третье лицо - администрация "данные изъяты" сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в суд своего представителя также не направила.
Не направило в суд своего представителя и Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Мыловой Т.А., поддержавшей жалобу, объяснения представителей Пироговой Н.И. - Егоровой М.Ф. и Храбровой Н.И., возражавших против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу, и подлежит ли иск удовлетворению.
Пунктами 2 и 3 постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда названным требованиям не отвечает.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Пирогова Н.И. является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ Ф.И., обладает льготами и компенсациями, установленными статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
Из справки, предоставленной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Батыревском районе Чувашской Республики-Чувашии, следует, что Ф.И. участвовал в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая с 07 июня 1951 по 13 февраля 1953 г. (л.д.57).
Из материалов дела следует, что Ф.И. получал государственную пенсию как воин-интернационалист, приравненный к участникам Великой Отечественной войны (л.д.62).
19 февраля 2010 г. Пирогова Н.И. обратилась в администрацию "данные изъяты" сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст. 21 ФЗ "О ветеранах".
Постановлением главы "данные изъяты" сельского поселения от 22 февраля 2010 г. N5 Пирогова Н.И. признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, подлежащих обеспечению жилой площадью в соответствии с ФЗ "О ветеранах", вставших на учет на получение жилой площади после 1 марта 2005 года.
Не оспаривая право Пироговой Н.И. на обеспечение ее жилой площадью в соответствии с ФЗ "О ветеранах", свое решение администрация Батыревского района мотивировала тем, что граждане, принимавшие участи в боевых действиях, предусмотренных разделами 1 и 2 положения к ФЗ "О ветеранах" и члены их семей по своему статусу в круг лиц, подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714, не входят.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о том, что Пирогова Н.И. обладает правами и льготами, установленными для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в связи с чем признал, что действия администрации Батыревского района Чувашской Республики по исключению Пироговой Н.И. из списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N714 являются не законными.
Судебная коллегия находит выводы суда не правильными по следующим основаниям.
В приложении к Федеральному закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". В разделе 1 данного Перечня указаны и боевые действия в Северной Корее в период с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая).
Вместе с тем суд не учел, что Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории, и членов их семей. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разняться.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст.2.
Статья 2 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16 ноября 2011г.) содержит понятие Ветерана Великой Отечественной войны и в этой статье, приведен перечень лиц, кто относится к Ветеранам Великой Отечественной войны. В данный перечень не включены участники боевых действий в Северной Корее с территории Китая 1950-1953 г.г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истица и ее умерший муж приравнены по объему льгот и компенсаций к участникам Великой Отечественной войны.
Между тем, анализ положений федерального закона дает основание сделать вывод о том, что законодатель, наделяя ту или иную указанную в Законе "О ветеранах" категорию лиц льготами, что и участников Великой Отечественной войны, вместе с тем не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в пункте 1, изложено: "Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий
ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших)
инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В связи с этим пунктами 2 и 3 Указа Правительству Российской Федерации предписано в определенный в нем срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 Указа, предусмотрев при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом для названной в нем категории лиц, а высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 Указа.
Таким образом, Указ не содержит каких-либо правовых норм, наделяющих указанные в нем категории граждан дополнительными по сравнению с действующим законодательством правами в области обеспечения жилыми помещениями, а предусматривает лишь необходимость принятия дополнительных мер со стороны органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях обеспечения указанных в нем граждан жильем. При этом данным Указом в пункте 1 не предусмотрено завершение обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц,
приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны и к членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Именно на положениях данного Указа истица основывает свои исковые требования.
Данный нормативный акт имеет строго целевое назначение, устанавливая завершение обеспечения жилой площадью лишь названных в нем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны
Однако, постанавливая решение, суд не учел, что в данном нормативном акте очерчен круг лиц, которым необходимо завершить обеспечение жильем - ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Боевые действия в Северной Корее с территории Китая 1950-1953 г.г. не входят в период Великой Отечественной войны. Статья 2 закона "О ветеранах" в числе ветеранов Великой Отечественной войны участников боевых действий в Северной Корее с территории Китая 1950-1953 г.г. не называет. Военнослужащие и граждане, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в том числе и в Северной Корее, названы в статье 3 Федерального закона и отнесены к "Ветеранам боевых действий". Между тем, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N714 в пункте 1 "Ветеранов боевых действий" в числе лиц, в отношении которых принят, не указывает.
Кроме того, Пирогова Н.И. в обоснование своих исковых требований, указывает на несогласие с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в вопросе учета указанных в законе "О ветеранах" категорий граждан в списках на получение жилых помещений и мер социальной поддержки, предусмотренных названных Федеральным законом.
В этой части следует отметить, что статьями 14-16, 21 ФЗ "О ветеранах" установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников, инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников, ветеранов боевых действий, и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (часть 1).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть 2).
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6).
В соответствии со статьей 23.2 ФЗ "О ветеранах" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 октября 2005 года N 614 в ред. от 22 декабря 2009 года, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, пунктами 4 и 7 которых определено, что распорядителем бюджетных средств на указанные цели является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое наделено полномочиями по определению порядка составления и представления сведений относительно категорий получателей мер социальной поддержки наряду с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило такой порядок Приказом N229 от 30 апреля 2012 года, утвердив формы отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем граждан, в отношении которых установлены государственные гарантии на основании положений Федерального закона "О ветеранах", в которых указанные граждане подлежат отражению отдельно по каждой категории, в отношении которой установлены государственные гарантии на основании положений ст. 14-16, 21 ФЗ "О ветеранах"
В Чувашской Республике в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление от 16 ноября 2007 года N289 (в ред. от 14.09.2011г.) "О порядке предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с названным постановлением уполномоченными исполнительными органами государственной власти Чувашской Республики по предоставлению названным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения являются Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Пунктом 2.1 названного постановления предусмотрено, что свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения оформляет Минздравсоцразвития Чувашии, которое формирует сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем, состоящий из двух разделов, в первый из которых включаются граждане, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Во второй список включаются иные категории граждан, подлежащие обеспечению жильем в соответствии с указанным Федеральным законом, в том числе и "ветераны боевых действий" и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.
Таким образом, как на федеральном уровне, так и на уровне Чувашской Республики, как субъекта Российской Федерации, предусмотрен учет граждан, в отношении которых установлены государственные гарантии на основании положений Федерального закона "О ветеранах" с разбивкой по каждой категории в отдельные списки. При этом определено, что одним из исполнительных органов государственной власти по предоставлению названным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения является Министерство регионального развития Российской Федерации, наделенное соответствующими полномочиями в указанной сфере отношений.
Однако суд указанные выше нормы действующего законодательства не принял во внимание, и вынес необоснованное решение. В связи с чем оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований Пироговой Н.И.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 11 марта 2012 года, отменить и принять новое решение,
которым отказать в удовлетворении заявления Пироговой Н.И. о признании незаконными действий администрации Батыревского района Чувашской Республики по исключению Пироговой Н.И. из списка ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714 и возложении обязанности включить Пирогову Н.И. в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в обеспечении жилым помещением и подпадающих под действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. N 714.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.