Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Евлогиевой Т.Н.
судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В.
при секретаре судебного заседания Сапожниковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Имеруковой К.Е. к администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по принятию заявления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлению благоустроенного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе представителя Имеруковой К.Е. - Усанова В.И. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2012 года, которым постановлено:
"Имеруковой К.Е. в удовлетворении иска к администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными:
действий по непринятию заявления Имеруковой К.Е. о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении;
об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении как имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным Законом "О Ветеранах";
о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным Законом "О Ветеранах";
о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры отказать."
Заслушав доклад судьи Спиридонова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Имерукова К.Е. через своего представителя Усанова В.И. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, мотивировав их тем, что она является ветераном тыла и вдовой участника Великой Отечественной Войны - ФИО1. Истица проживает в квартире "адрес" в качестве члена семьи собственника жилого помещения и обеспечена жильем менее установленной учетной нормы, в связи с чем 07 мая 2010 года обратилась в администрацию *** сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах". В течение длительного времени ей не сообщали о принятом решении и только 12 сентября 2011 года ей стало известно о фактическом отказе в постановке ее на учет, что является незаконным, поскольку истица является вдовой участника Великой Отечественной Войны и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании 18 апреля 2012 года представители Имеруковой В.И.: Усанов В.И., Краснова Н.В. исковые требования поддержали.
Глава *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО2 иск не признал, пояснив, что Имерукова К.Е. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", поскольку не представила документов, подтверждающих нахождение своего умершего супруга в действующей Армии в период Великой Отечественной войны.
Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, а также третьи лица: Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебном заседании не присутствовали.
Судом вынесено указанное выше решение, при этом суд пришел к выводу, что Имерукова К.Е. не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке ст.21 Федерального закона "О ветеранах", поскольку не представила документов, подтверждающих нахождение своего умершего супруга в действующей армии в период Великой Отечественной войны.
Решение по делу обжаловано представителем Имеруковой К.Е. - Усановым В.И., который просил решение отменить по мотивам несогласия с выводами суда о том, что Имерукова К.Е. не является вдовой участника Великой Отечественной войны. Напротив, супруг истицы - ФИО1 проходил службу в воинских частях с ... года по ... год и награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.", что подтверждает прохождение им военной службы в составе действующей армии.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Имеруковой К.Е.: Усанова В.И., Красновой Н.В., поддержавших апелляционную жалобу, главы *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО2, просившего оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив решение суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия установила следующее.
Согласно п.3 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Из материалов дела следует, что Имерукова К.Е. является вдовой участника Великой Отчечественной войны 1941-1945 годов ФИО1, проходившего военную службу по призыву в период с ... года по ... года. При этом документов, с достоверностью подтверждающих прохождение им военной службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, суду представлено не было.
07 мая 2010 года Имерукова К.Е. обратилась в администрацию *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Письмом от 15 августа 2011 года истице сообщено о том, что она не принята на учет на улучшение жилищных условий в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны, так как ей не представлена справка из военного комиссариата об участии ее умершего супруга ФИО1 в действующей Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Как видно из материалов дела, истица проживает в качестве члена семьи собственника в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью ... кв. метров, с составом семьи из ... человек, то есть обеспечена жилым помещением ниже учетной нормы, установленной по *** сельскому поселению в размере 12 кв. метров.
Право пользования иными жилыми помещениями на условиях договора социального найма либо находящимися в ее собственности Имерукова К.Е. не имеет, из чего следует, что Имерукова К.Е. нуждается в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрен перечень военнослужащих, которые относятся к участникам Великой Отечественной войны. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, названы в подпункте "з" данного перечня.
Меры социальной поддержки военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 год не менее шести месяцев, указаны в статье 17 данного закона.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о принятии Имеруковой К.Е. на учет нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции исходил из положений пункта 4 данной статьи федерального закона и указал, что по правилам данной статьи меры социальной поддержки в вопросе обеспечения жильем указанной категории военнослужащих путем выдачи единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета оказываются военнослужащим лишь в случае выселения их из занимаемых ими служебных помещений.
Действительно, часть 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 этого же закона, не называя при этом участников Великой Отечественной войны, указанных в подпункте "з".
Между тем, суд не учел положения пункта 2 статьи 15 закона, которым предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования, т.е. по правилам статьи 14 закона, предусматривающей меры социальной поддержки для инвалидов войны.
При этом в материалах дела имеется справка, выданная ФИО1 03 мая 1945 года об установлении ему инвалидности ... группы по общему заболеванию; а из его воинской учетной карточки следует, что в запас ФИО1 уволен ДД.ММ.ГГГГ по болезни.
Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрены такие меры социальной поддержки ветеранов, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
При таких обстоятельствах следует признать, что Имерукова К.Е. по объему прав на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом "О ветеранах", приравнена к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, в том числе и в вопросе обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истицы права на постановку на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" следует признать не соответствующими обстоятельствам дела и требованиям норма материального права, в связи с чем постановленное по делу решение подлежит отмене в соответствующей части с вынесением нового решения об удовлетворении указанных требований.
Что касается суждений суда первой инстанции о необоснованности требований Имеруковой К.Е. о признании незаконным бездействия администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по принятию заявления истицы о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, то их следует признать правильными, поскольку отказ ответчика в постановке истицы на учет уже сам по себе свидетельствует о фактическом принятии соответствующего заявления.
В удовлетворении требований истицы о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить ей благоустроенное жилое помещение также было отказано обоснованно, поскольку, согласно уже приведенного выше пункта 4 части 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", обеспечение в качестве мер социальной поддержки жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий производится за счет средств федерального, а не местного бюджета.
С учетом изложенного содержащиеся в апелляционной жалобе требования об отмене всего постановленного по делу решения следует признать несостоятельными.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 апреля 2012 года отменить в части отказа в удовлетворении иска Имеруковой К.Е. к администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и о возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как имеющей право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Вынести в указанной части новое решение, которым признать незаконным отказ администрации *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии Имеруковой К.Е. на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; возложить на администрацию *** сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность по принятию Имеруковой К.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В остальной части апелляционную жалобу представителя Имеруковой К.Е. - Усанова В.И. на указанное решение оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.