Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Курчине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брагина В.И. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2012 года по гражданскому делу по заявлению Брагина В.И. о признании недействующим со дня принятия и не подлежащим применению п.6.8. Положения "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее на значения, перерасчета и выплаты",
УСТАНОВИЛА:
Брагин В.И. обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия и не подлежащим применению п.6.8. Положения "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты", принятого решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики 25 декабря 2008 года N26/4.
Требование мотивировано тем, что пункт 6.8. Положения, предоставляющий администрации Ибресинского района Чувашской Республики неограниченные полномочия по произвольному перерасчету размеров пенсии за выслугу лет в сторону уменьшения выплат, вплоть до полной отмены права на получение пенсии, нарушает права и свободы муниципальных служащих, вышедших на трудовую пенсию по старости и имеющих право на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренные статьями 12,19,55,130,132 Конституции Российской Федерации, части 3 ст. 14 Конституции Чувашской Республики, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьями 15,86,136,140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Чувашской Республики от 30 мая 2003 года N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики", статьями 6,23 Устава Ибресинского района Чувашской Республики.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2012 года в удовлетворении заявленного требования Брагину В.И. было отказано.
На указанное решение Брагиным В.И. подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе указывается на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права при оценке оспариваемой нормы Положения.
В судебное заседание Судебной коллегии лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Решением Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики от 25.12.2008 года N 26/4 утверждено Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты".
Указанное Положение было опубликовано в Ибресинской районной газете "За победу" 18 февраля 2009 года.
Согласно п.6.8. Положения, оспариваемого заявителем, при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается администрацией Ибресинского района.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативные акты, несоответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с изложенной в Положении преамбулой, настоящее Положение определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты.
В силу п.1.1. Положения, оно распространяется на лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Ибресинского района, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы Чувашской Республики при наличии условий, дающих право на выплату пенсии за выслугу лет, предусмотренных настоящим Положением.
Исследовав вопрос о полномочиях Собрания депутатов Ибресинского района по регулированию спорных вопросов и о соответствии оспариваемых норм Положения законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Чувашской Республики, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что положение принято в соответствии с правомочиями, предоставленными законодателем органу местного самоуправления и оспариваемая норма не противоречит законам и иным нормативным актам Российской Федерации и Чувашской Республики.
Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда несостоятельными.
Право на социальное обеспечение по возрасту предусмотрено ст. 39 Конституции Российской Федерации. В силу указанной нормы государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу (п. 11 ч. 1 ст. 52).
Такой специальный федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих Чувашской Республики регулируются Законом Чувашской Республики от 30.05.2003 г. N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики". Финансирование расходов производится за счет средств бюджета Чувашской Республики (ст.4). Назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим по нормам данного Закона и за счет средств республиканского бюджета, указанным Законом не предусмотрено.
Пунктом 5 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 30.05.2003 г. N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики" установление условий предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим в Чувашской Республике за счет средств местных бюджетов отнесено к ведению муниципальных органов.
Таким образом, предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ибресинского района.
Путем принятия оспариваемых норм Собрание депутатов Ибресинского района реализовало свое право, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, самостоятельного определения направлений расходования средств своего бюджета и исполнения своих расходных обязательств за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также п.5 ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30.05.2003 г. N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим Чувашской Республики".
Соответственно Собрание депутатов правомочно было устанавливать собственное правовое регулирование порядка пересчета назначенной пенсии за выслугу лет в виде надбавки к государственной пенсии.
Более того, суд, проанализировав основания для перерасчета пенсии за выслугу лет, содержащиеся в пунктах 22-24 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 44, пунктами 27,29 Правил обращения за пенсией за выслугу лет государственных служащих Чувашской Республики, ее назначения и выплаты, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2004 года N9, установил, что в указанных нормативных актах содержатся аналогичные нормы, что и в оспариваемом пункте Положения.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии основания для признания оспариваемой нормы недействующей.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем доводам заявителя, в том числе аналогичным тем, что изложены в апелляционной жалобе.
Учитывая вышеизложенное оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Брагина В.И. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики 12 мая 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.