Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В. и Димитриевой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Михайловой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Куракова Ю.П. к Управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в лице отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Кураков Ю.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в лице отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, что он является ветераном труда. В соответствии с ч.1 ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" ветеранам труда предоставлено право на ежемесячную денежную выплату. В связи с этим, 13 декабря 2011 года им в Отдел социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран труда", однако письмом от 21 декабря 2011 года за N03-88/1569 ему сообщено, что в соответствии с указанным выше с Законом Чувашской Республики ежемесячная денежная выплата устанавливается лишь при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть при достижении возраста 60 лет для мужчин, что, по его мнению, является необоснованным, так как в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки не ставится в зависимость от достижения возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2012 года исковые требования Куракова Ю.П. удовлетворены, на Управление социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в лице отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары возложена обязанность по назначению Куракову Ю.П. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики" по категории "Ветеран труда" с момента обращения, то есть с 13 декабря 2011 года.
На указанное решение представителем ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перовой Н.Г. подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что при решении вопроса о праве истца на получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда, суд первой инстанции допустил ошибку в применении норм материального права.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Перова Н.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Истец Кураков Ю.П. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители Управления социальной защиты населения г.Чебоксары Чувашской Республики, Отдела социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной защиты ветеранов труда были предусмотрены статьей 22 указанного Федерального закона.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ, которым в статью 22 ФЗ "О ветеранах" внесены изменения, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
24 ноября 2004 года был принят Закон Чувашской Республики N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда", в настоящее время "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда ветеранов труда Чувашской Республики".
Удовлетворяя требования Куракова Ю.П., суд исходил из того, что указанный Закон содержит статьи 3 и 3.1, регламентирующие меры социальной поддержки ветеранов труда. При этом суд исходил из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда, предусмотренные статьей 3 Закона ветеранам, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотренным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а статья 3.1 Закона такого ограничения не содержит.
Установив указанные обстоятельства суд пришел к выводу о том, что Кураков Ю.П., являясь ветераном труда, имеет право на ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные ст.3.1 Закона, до достижения возраста 60 лет.
Судебная коллегия не находит оснований для признания выводов суда несостоятельными.
В соответствии с.п.4 ст.22 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах", в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации") право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, Кураков Ю.П., являющийся с 2002 года получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и ветераном труда, но не достигший 60-летнего возраста, право на меры социальной поддержки по указанному Закону не имел.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004года), а при изменении после 31 декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Статьей 3 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 43 "О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда" (в редакции, действовавшей c 01.01.2005 года по 31.12.2005 года) было предусмотрено, что ветеранам труда, постоянно или преимущественно проживающим в Чувашской Республике после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялся ряд мер социальной поддержки (пункты 1-8 части 1). Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное (часть 2).
Таким образом, и в соответствии с указанным Законом такое право у него не возникло.
Вместе с тем, в последующем Законом Чувашской Республики от 10 октября 2005 года N 41 Закон был дополнен ст.3.1, согласно которой ветераны труда, постоянно или преимущественно проживающие в Чувашской Республике, имеют право на ежемесячную денежную надбавку.
Таким образом, в настоящее время меры социальной поддержки ветеранов труда регулируются двумя статьями: 3 и 3.1.
При этом согласно п.3 ст. 3 Закона право на льготы в соответствии с данной статьей (то есть статьей 3) предоставляется ветеранам, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 настоящей статьи, при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В связи с дополнением Закона статьей 3.1 изменения в п.3 ст. 3 Закона внесены не были. Иной нормы, вводящей ограничение по возрасту при назначении ежемесячной денежной выплаты по ст.3.1, в Закон не внесено.
В связи с тем, что при буквальном толковании п.3 ст. 3 следует, что ограничения по возрасту введены лишь при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 3, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что данное ограничение не может быть распространено на льготы, предоставляемые статьей 3.1.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Суд проверил доводы и возражения сторон и подробно изложил мотивы, по которым принял данное решение.
Учитывая вышеизложенное оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 апреля 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.