Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Спиридонова А.Е., Юркиной И.В., при секретаре Сапожниковой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Игнатьева В.В. к администрации г. Чебоксары, администрации "данные изъяты" района г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Игнатьева В.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 18 мая 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Игнатьева В.В. удовлетворить: возложить обязанность на администрацию города Чебоксары предоставить Игнатьеву В.В. благоустроенное жилое помещение по договора- социального найма по установленным социальным нормам.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Игнатьев В.В. обратился в суд с иском к администрации "данные изъяты" района г. Чебоксары, администрации г. Чебоксары о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивировал тем, что он с 10 ноября 2002 года состоит на учете в администрации "данные изъяты" района г. Чебоксары в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку "Сирота". 28 февраля 2003 года ему был выдан ордер на занятие койко-место размером "данные изъяты" кв.м. в общежитии по адресу: "адрес", где он проживает в настоящее время. Он отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладает льготами и компенсациями, установленными законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", однако жилье ему до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец Игнатьев В.В. и его представитель Куракова Н.Н. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что истец занимает койко-место в указанной комнате. Его сосед по комнате освободился из мест лишения свободы, и с ним невозможно проживать в одной комнате. Он постоянно курит, употребляет спиртные напитки, нигде не работает, питается за его счёт.
Представитель администрации г. Чебоксары Краснова M.П. исковые требования не признала, пояснив суду, что в силу ст.49, 57 ЖК РФ администрация г. Чебоксары предоставляет жилое помещение малоимущим и гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец не признан малоимущим. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", правом па льготное обеспечение жильем обладают дети-сироты и дети, оставшиеся без помещения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, основным условием для реализации права на льготное обеспечение жильем в соответствии с данным законом является отсутствие права на иное жилое помещение. Истец имеет место проживания, остро не нуждается в улучшении жилищных условий.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Игнатьевым В.В. на предмет изменения резолютивной части решения. В жалобе содержится довод о несогласии с выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения о том, что администрация г.Чебоксары должна предоставить ему жилье размером не менее 18 кв.м.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Игнатьева В.В., его представителя Кураковой Н.Н., поддержавших жалобу, объяснения представителя администрации "данные изъяты" района гор.Чебоксары Яковлева Г.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Игнатьев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в "данные изъяты" вспомогательной школе-интернате с 01 сентября 1991 г. по 31 августа 1999 г, где находился на полном государственном обеспечении.
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары от 10 ноября 2002 г. N9760 Игнатьев В.В. был принят на учет нуждающихся для улучшения жилищных условий по спискам "Общий" под N5781, "Сирота" под N8.
Из материалов дела также следует, что истец занимает койко-место в муниципальной комнате "адрес", размером "данные изъяты" кв.м. жилой площади и "данные изъяты" кв.м. общей площади (л.д.12).
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
Таким образом, право на внеочередное получение жилья в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в связи с изменением жилищного законодательства истцом не утрачено. При этом положения данной статьи Федерального закона не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом, в силу положений ст. 49 ЖК РФ, ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не требуется признания истца "малоимущим" при решении вопроса об обеспечении его жилым помещением в соответствии с нормами указанного Федерального закона, как лица, отнесенного к "иной категории граждан".
В связи с чем доводы представителя администрации "данные изъяты" района гор.Чебоксары о том, что истец не подлежит обеспечению жильем во внеочередном порядке, т.к. не признан "малоимущим", являются не состоятельными, поскольку его жилищные права подлежат реализации по нормам федерального закона за счет государственного жилищного фонда, а не по нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которого жилое помещение муниципального жилищного фонда предоставляется лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение, но обеспеченные в нем общей жилой площадью менее учетной нормы.
Постановленное судом решение Игнатьевым В.В. по существу не оспаривается. Однако он не согласен с выводами суда о размере жилого помещения, подлежащего предоставлению ему во исполнение данного решения. Истец полагает, что жилое помещение ему должно быть предоставлено ответчиком в размере 33 кв.м. общей жилой площади.
Таким образом, спорным моментом при разрешении апелляционной жалобы Игнатьева В.В. является вопрос о норме предоставления жилой площади истцу.
В силу п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФв совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-фз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с последующими изменениями).
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаютсязаконодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Данным законом определено, что указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадьюне ниже установленных социальных норм.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики N48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" (с изменениями от 6 марта 2012 года). Пунктом 10 ст.6 названного закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильемв соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Размер социальных норм предоставления жилья указанной категории граждан названными законами не определен.
В связи с вступлением в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации с 1 марта 2005 года порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма изменился, в том числе и относительно норм предоставления жилья. Установление конкретного размера нормы предоставления жилья Кодекс отнес к компетенции органов местного самоуправления. Вместе с тем Кодекс предусматривает, что федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации для иной категории граждан могут быть установлены иные нормы предоставления жилья.
17 октября 2005 года принят закон Чувашской Республики N 42 "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии с частью 1 п.2 ст.11 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены киной категории граждан, определенной частью 3 статьи 49 ЖК РФ. Также определено, что такие граждане обеспечиваются жильем по договорам социального найма жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Чувашской Республики. В соответствии с частью 3 данной статьи полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 данной статьи (в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Статьей 12 Закона Чувашской Республики предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона.
Порядку предоставления жилых помещений по договорам социального наймаиным категориям граждан посвящена ст.12 этого же закона.
Постанавливая данное решение, суд первой инстанции исходил из того, что истец, обладая статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был принят на учет, нуждающихся в жилых помещениях в 2002 году, обладает правами и льготами, установленными Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и в соответствии с положениями Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" подлежит обеспечению жильем по договору социального найма по категории "иная категория граждан" из государственного жилищного фонда Чувашской Республики по социальным нормам, установленным ст. 12 Закона Чувашской Республики, т.е. в размере 18 кв.м. на одного человека.
Исходя из изложенного выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что истец, будучи постановленным на учет нуждающихся в жилье в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона, не имеющий закрепленного за ним жилого помещения на момент принятия на учет, нуждающихся в жилье, и обеспеченный лишь койко-местом в общежитии, подлежит обеспечению жильем за счет государственного жилищного фонда Чувашской Республики
Однако постанавливая данное решение, суд первой инстанции не учел, что положения ст. 12 Закона Чувашской Республики с 1 января 2009 года по настоящее время действуют в новой редакции.
Так, данной статьей Закона Чувашской Республики в редакции Закона Чувашской Республики от 23 сентября 2008 года определено, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет:
33 квадратных метра общей площади жилого помещения для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 настоящего Закона.
Пункт 2 части 1 ст. 11 Закона в данном пункте называет
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таком положении, когда истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и у него отсутствует закрепленное жилье, у Игнатьева В.В. возникло право на внеочередное получение жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 12 Закона Чувашской Республики, и он подлежит обеспечению общей площадью жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" в размере 33 кв.м. В связи с чем, из мотивировочной части решения подлежат исключению суждения суда, изложенные в абзацах 6 и 7 страницы 3 о том, что в соответствии со ст. 12 указанного Закона Чувашской Республики норма предоставления жилой площади иным категориям граждан, к числу которых относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из изложенного, резолютивная часть решения подлежит уточнению.
Руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Уточнить абзац 1 резолютивной части решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2012 года, изложив его в следующей редакции:
Исковые требования Игнатьева В.В. удовлетворить. Возложить обязанность на администрацию города Чебоксары предоставить Игнатьеву В.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из государственного жилищного фонда в размере 33 кв.м. общей жилой площади жилого помещения.
Исключить из мотивировочной части решения суждения суда, изложенные в абзацах 6 и 7 стр. 3, начиная со слов: "Статья 12 указанного закона?", и заканчивая словами "не менее 18 кв.м".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.