Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Гафарова Р.Р.,
судей Агеева О.В. и Петровой Е.В.,
при секретаре Владимировой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора - заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Открытому акционерному обществу " ..." о признании незаконным бездействия в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов, возложении обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Открытого акционерного общества " ..." на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары к Открытому акционерному обществу " ..." о признании бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для приема на работу инвалидок незаконным, возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ...% от среднесписочной численности штата в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворить.
Признать бездействие Открытого акционерного общества " ...", выразившееся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов незаконным.
Обязать Открытое акционерное общество " ..." создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ...% от среднесписочной численности штата в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда по гражданскому делу N ... по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары к Открытому акционерному обществу " ..." о признании бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для приема на работу инвалидок незаконным, возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ...% от среднесписочной численности штата в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к Открытому акционерному обществу " ..." о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов, возложении обязанности устранить нарушение путем выделения ... рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Заявление прокурором мотивировано тем, что проведенной проверкой установлено несоблюдение ответчиком требований ст.ст. 2, 9, 20, 21, 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ о гарантиях трудовой занятости инвалидов и ст. 2 Закона Чувашской Республики "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике" от 25 ноября 2011 г. N 68 об установлении квоты для приема на работу инвалидов в размере ... процентов от среднесписочной численности работников. По информации Казенного учреждения "Центр занятости населения г. Чебоксары" Государственной службы занятости населения Чувашской Республики ответчику установлена квота для приема на работу ... инвалидов. Поскольку ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства ... инвалида в соответствии с установленной квотой, то прокурор просил удовлетворить заявление.
При производстве по делу прокурор уточнил требования и просил признать незаконным бездействие, выразившееся в невыполнении квоты для приема на работу инвалидов, возложить обязанность по созданию или выделению рабочих места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее ... процентов от среднесписочной численности штата в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Бусова Л.Г. требования искового заявления поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Ермошкин А.Ю. требования искового заявления не признал и указывал, что в организации выделено ... рабочих места для инвалидов.
Представитель третьего лица Казенного учреждения " ..." ... Пушкина Н.В. объяснила, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Судом вынесено указанное ранее решение, обжалованное ответчиком на предмет его отмены ввиду необоснованности и незаконности. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что суд не определил точное количество инвалидов, работающих в организации ответчика, и что в законодательстве отсутствует отдельный порядок проведения аттестации рабочих мест для инвалидов, организация не должна самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу; обязанность по трудоустройству, поиск вакантных мест, подбор нужных вакансий лежит на службе занятости, которой не предпринимались необходимые меры по направлению инвалидов в ОАО " ..." для трудоустройства; у организации не было возможности создавать рабочие места и все необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации для каждого инвалида в отдельности.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Ермошкин А.Ю. апелляционную жалобу поддержал по изложенным основаниям.
Прокурор Иванова И.Г. в судебном заседании просила отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступление представителя ответчика, объяснения прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу частей 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, обеспечиваемых государством, является квота для приема на работу инвалидов, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее ... и не более ... процентов).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Чувашской Республики "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике" от 25 ноября 2011 г. N 68, принятого в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", организациям, численность работников которых составляет более ... человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере ... процентов к среднесписочной численности работников.
Дробные результаты подсчета количества квотируемых рабочих мест округляются до целых величин. При этом полученные результаты округляются до ближайшей большей целой величины при значении дробного числа ... и более и до ближайшей меньшей целой величины при значении дробного числа менее ....
В силу ч. 3 ст. 2 Закона Чувашской Республики "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Чувашской Республике" минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты определяется ежегодно Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Разрешая дело, суд установил, что в ОАО " ..." среднесписочная численность сотрудников составляет на дату предоставления информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов ... г. - ... человека, из них занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда нет; квота для приема на работу инвалидов составляет ... человек, всего ... выделенных или созданных рабочих места для инвалидов.
Установив перечисленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что данное нарушение влечет за собой ограничение гражданских, экономических и политических прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не определил точное количество инвалидов, работающих в организации ответчика, что обязанность по трудоустройству, поиск вакантных мест, подбор нужных вакансий лежит на службе занятости, которой не предпринимались необходимые меры по направлению инвалидов в ОАО " ..." для трудоустройства, и что организация не должна самостоятельно разыскивать безработных инвалидов и принимать их на работу, не влекут отмену обжалуемого решения суда, так как юридическое значение по делу имеет количество выделенных или созданных рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а не фактическое количество работающих инвалидов в организации ответчика безотносительно к выполнению указанной квоты.
Также являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что в законодательстве отсутствует отдельный порядок проведения аттестации рабочих мест для инвалидов и у организации не было возможности создавать рабочие места и все необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации для каждого инвалида в отдельности, что, по мнению ответчика, освобождает его от обязанности выделять или создавать рабочие места для инвалидов. При этом судебная коллегия исходит из того, что в силу ст. 224 Трудового кодекса РФ обязанностью работодателя является создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а в силу п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Из изложенного следует, что аттестация рабочего места для инвалида должна проводиться после его создания и рабочее место должно соответствовать условиям труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика ОАО " ..." на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 июня 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.