Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В. и Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Петуховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики апелляционную жалобу представителя истца Катанаева А.И. Хаматовой О.В. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 мая 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Катанаева А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР) от ДД.ММ.ГГГГ N Катанаеву А.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего педагогического стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в 5 лет 9 месяцев 27 дней.
В специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, не были включены ряд периодов, в том числе периоды:
- службы в рядах Советской Армии с 31 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года,
- работы в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ Управления спортивных сооружений профкома ХХХ с 10 декабря 1981 года по 02 мая 1984 года, со 02 января 1986 года по 31 декабря 1989 года, в том числе учебные отпуска с 16 июня 1987 года по 26 июня 1987 года, с 04 декабря 1987 года по 22 декабря 1987 года, с 22 марта 1988 года по 08 апреля 1988 года, с 09 марта 1989 года по 27 марта 1989 года, с 16 ноября 1989 года по 16 декабря 1989 года, работы в качестве тренера -преподавателя ДЮСШ Управления спортивных сооружений профкома ХХХ с 03 мая 1984 года по 01 января 1986 года, работы в качестве тренера-преподавателя в патриотическом военно-спортивном клубе ХХХ с 28 января 1991 года по 01 января 1992 года, период работы в качестве старшего тренера-преподавателя в клубе ХХХ со 02 января 1992 года по 06 октября 1992 года, работы в качестве старшего тренера-преподавателя в СДЮСШОР N с 01 января 2001 года по 31 марта 2011 года, период работы в качестве старшего тренера-преподавателя в СДЮСШОР N с 01 апреля 2011 года по 27 мая 2011 года.
Не согласившись с указанным решением, Катанаев А.И. обратился в суд с иском с последующим его уточнением об обязании УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР включить в специальный педагогический стаж вышеперечисленные периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 мая 2012 исковые требования Катанаева А.И. удовлетворены частично: постановлено решение УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР от 15 июня 2011 года об отказе зачета в специальный педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Катанаеву А.И. периода работы с 10 декабря 1981 года по 02 мая 1984 года, периода работы с 03 мая 1984 года по 01 января 1986 года, периода работы с 02 января 1986 года по 31 декабря 1989 ода за вычетом учебных отпусков с 16 июня 1987 года по 26 июня 1987 года, с 04 декабря 1987 года по 22 декабря 1987 года, с 22 марта 1988 года по 08 апреля 1988 года, с 09 марта 1989 года по 27 марта 1989 года, с 16 ноября 1989 года по 16 декабря 1989 года, период работы с 28 января 1991 года по 01 января 1992 года, период работы с 02 января 1992 года по 06 октября 1992 года признать незаконным и обязать УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР зачесть данные периоды в специальный педагогический стаж; в иске о признании решения об отказе зачета в специальный педагогический стаж период службы в армии с 31 октября 1977 года по 01 ноября 1979 года, период работы с 01 января 2001 года по 27 мая 2011 года Катанаеву А.И. отказано.
На решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований представителем истица Катанаева А.И. Хаматовой О.В. подана апелляционная жалоба по мотиву его незаконности и необоснованности. В жалобе указано, что суд необоснованно отказал во включении в специальный стаж периода службы в Армии, поскольку на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж Катанаева А.И. составлял более требуемых 11 лет 06 месяцев 17 дней, как указано в самом решении, то есть условие п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, выполнялось. Вывод о невключении в специальный стаж периода работы в должности тренера-преподавателя СДЮСШОР N также противоречит самому решению суда. На ДД.ММ.ГГГГ у истца специальный стаж работы составлял 17 лет 3 месяца 21 день при требуемом 16 лет 08 месяцев, также имелся факт работы с должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, что подтверждает выполнение условия п. 12 Правил 2002 года. С учетом включения в стаж спорных периодов педагогический стаж Катанаева А.И. составляет 27 лет 6 месяцев 21 день, в связи с чем он имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В судебном заседании представитель истца Катанаева А.И. Миронов С.Н. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Новочебоксарск ЧР Владимирова Л.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 (ранее п.п.10 п.1 ст.28) Федерального закона от 17 декабря 2001 года"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом19 пункта1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 января 2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
С учетом указанной правовой позиции при рассмотрении дела подлежат также применению нормы пенсионного законодательства, действовавшие в спорные периоды работы истца, в случае если они предоставляли льготы и гарантии, не предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
До вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и указанных выше Списка и Правил, вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) регулировались ст.80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятыми на основании ст.83 указанного Закона Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года (Список 1991 года), регулировавшим вопросы включения в стаж периодов работы до ноября 1999 года, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Список 1999 года) и Правилами исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (Правила 1999 года), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года, регулировавшими вопросы включения в стаж периодов работы с ноября 1999 года.
Право педагогических работников на пенсию за выслугу лет было предусмотрено и действовавшим до 1991 года законодательством, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим в спорные периоды работы. Данным постановлением были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение).
Работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, подлежала безусловному включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. Возможность включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов прохождения военной службы по призыву, Перечнем не предусмотрена.
В соответствии с п.1 Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются, в том числе и служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1,2,3 настоящего Положения, засчитываются в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем). В соответствии с п.1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года указанный стаж составляет 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может быть включен в стаж в соответствии с указанными нормативными правовыми актами в случае, если на момент обращения за пенсией у истца имеется стаж работы в должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, а также Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года и постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года и от 29 октября 2002 года, в размере 16 лет и 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, периоды работы, включенные в стаж пенсионным органом, составляют 5 лет 9 месяцев и 27 дней. При сложении указанных периодов и периодов, включенных в специальный стаж судом, педагогический стаж истца составляет 15 лет 03 месяца и 20 дней, что менее 16 лет и 8 месяцев, требуемых для включения в стаж периода службы. В связи с этим период военной службы может быть включен в специальный стаж лишь в случае включения в него периода работы Катанаева А.И. с 01 января 2001 года по 27 мая 2011 года в должности тренера-преподавателя в СДЮСШОР N.
Разделом 2 "Наименование должностей" и разделом 2 "Наименование учреждений" Списка 2002 года предусмотрены должности тренера-преподавателя и учреждения ДЮСШ.
Пунктом12 Правил 2002 года определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на 1 января 2001года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999года по 31 декабря 2000года в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Однако совокупность данных условий в отношении Катанаева А.И. отсутствует, специальный стаж по состоянию на 1 января 2001 года составляет с учетом включенных судом периодов 15 лет 03 месяца и 20 дней, что менее 16 лет и 8 месяцев, в связи с чем периоды работы после 1 января 2001 года в специальный стаж включены быть не могут. Соответственно, отсутствуют основания и для включения в педагогический стаж периода прохождения военной службы, и, как следствие, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, регулирующего спорные правоотношения, и выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, и не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что в решении суда с достаточной полнотой изложены имеющие значение по делу обстоятельства, приведен анализ доказательств, вынесено оно при соблюдении норм процессуального закона и в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данным правоотношениям, в связи с чем оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя истца Катанаева А.И. Хаматовой О.В. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 мая 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.