Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Комиссаровой Л.К., Савельевой Г.В., при секретаре судебного заседания Поликарповой В.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению представителя Филипповой М.Г. Имендаева А.В. о признании незаконным решения администрации Калининского района г.Чебоксары в части, поступившее по кассационной жалобе администрации Калининского района г. Чебоксары на решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 29 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным обуславливание администрацией Калининского района г.Чебоксары принятия на учет Филипповой М.Г. в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставлением документов для признания ее малоимущей.
Обязать администрацию Калининского района г.Чебоксары ознакомить Филиппову М.Г. с условиями постановки на учет в качестве страдающей тяжелой формой хронического заболевания в трехдневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Филипповой М.Г. Имендаев А.В. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом дополнений, просил признать незаконным решение администрации Калининского района г.Чебоксары в части обсуловливания предоставления Филипповой М.Г. документов для признания ее малоимущей.
Заявленное требование мотивировано тем, что в письме от 03 июня 2011 года исполняющий обязанности главы администрации Калининского района г.Чебоксары в ответ на заявление о предоставлении Филипповой М.Г. жилого помещения в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ обусловил выполнение требований заявления предоставлением документов, не предусмотренных законом. Филиппова М.Г. нуждается в обеспечении жилым помещением как страдающая тяжелой формой хронического заболевания, однако исполняющий обязанности главы администрации Калининского района г.Чебоксары рассматривал ее заявление как нуждающейся малоимущей. Указанное условие создает препятствие осуществлению Филипповой М.Г. права на получение жилого помещения незамедлительно.
Заявитель Филиппова М.Г. в судебном заседании не участвовала.
Ее представитель Имендаев А.В. заявление поддержал.
Представитель администрации Калининского района г.Чебоксары Евдокимова Т.В. просила отказать в удовлетворении заявления Филипповой М.Г. за необоснованностью, указав, что для принятия Филипповой М.Г. на учет необходимо представление ею документов, которые были перечислены в письменном сообщении главы администрации Калининского района г.Чебоксары, которые ею представлены не были.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное главой администрации Калининского района г. Чебоксары Бирюковым О.Б. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив решение в пределах указанных доводов, выслушав объяснения представителя администрации Калининского района гор.Чебоксары Евдокимовой Т.В., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя Филипповой М.Г. - Имендаева А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке и приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, представитель Филипповой М.Г. Имендаев А.В. обратился в администрацию Калининского района гор.Чебоксары с заявлением о принятии Филипповой М.Г. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и обеспечить ее жилым помещением, как страдающей тяжелой формой хронического заболевания.
Письмом от 3 июня 2011 года и.о.главы администрации Калининского района гор.Чебоксары представителю заявителя дан ответ, в котором сообщено об отсутствии возможности принять Филиппову М.Г. на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в связи с непредставлением документов, перечень которых, со ссылкой на Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N42 "О регулировании жилищных отношений" приведен в этом же ответе.
Представитель Филипповой М.Г. - Имендаев А.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Филипповой М.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях и незамедлительном предоставлении ей жилого помещения в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные встатье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с данной статьей жилищного кодекса жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным даннымКодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи(часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указаннымКодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названнымКодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации(часть 3).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Из изложенного выше следует, что для того, чтобы быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и получить жилое помещение по договору социального найма, необходимо соответствовать определенной категории, установленной законом, либо быть признанным малоимущим.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено: если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит ряд граждан, в том числе проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласностатье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет(часть 1). Но для отдельных категорий гражданчасть 2 статьи 57 Кодекса предусмотрела возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской ФедерацииПеречне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим (часть 2 ст.49 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 ст.49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления
в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии спунктом 3 части 1 статьи 14, пунктом 3части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления. В силучасти 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он
устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок признания граждан малоимущими в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В Чувашской Республике принят Закон "О регулировании жилищных отношений" N42 от 17 октября 2005 года (с дополнениями и изменениями).
В соответствии с пунктом 1 ст.4 названного Закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии со ст.11 Закона к иной категории граждан отнесены граждане, указанные в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет
до 1 января 2005 года.
При этом в данной статье Закона Чувашской Республики граждане, указанные в статье 17 Федерального закона, вставшие на учете после этой даты в числе иной категории граждан не указаны.
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст.17 Закона, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.1).
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет
до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (ч.2).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч.4).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет
после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.5
).
Таким образом, после 1 января 2005 года инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениямистатьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций(часть вторая). А инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и подавшие заявление о постановке на учет и предоставлении жилого помещения после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку Жилищныйкодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения представителя Филипповой М.Г. Имендаева А.В. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривает иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право Филипповой М.Г. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, но с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Постанавливая данное решение, суд первой инстанции исходил лишь из части 1 статьи 17 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", без учета ее взаимосвязи с положениями частей 2, 3 и 4 данной статьи, ст. 28.2 названого федерального закона и положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что Определением Конституционного Суда Российской Федерации N551-О-О от 12 апреля 2011 года пункт 3 части 1 ст.14, части 2 и 3 статьи 49, пункт 4 части 1 статьи 51, часть 2 статьи 52, пункт 3 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Порядок представления заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и перечень документов, которые гражданин должен приложить к заявлению о предоставлении жилого помещения, установлен в статье 4 Закона Чувашской Республики N42 от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии с пунктом 3 данной статьи Закона, к заявлению о постановке на учет прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи;
2) копия ордера и (или) договора найма (социального найма) жилого помещения, копия домовой книги;
3) выписка из финансового лицевого счета;
4) справка о составе семьи;
5) справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, справки из органа, осуществляющего учет транспортных средств, на всех членов семьи, принимаемых на учет, о наличии (отсутствии) имущества, указанного в статье 8 настоящего Закона;
6) документы, подтверждающие право собственности заявителя и (или) членов его семьи на имущество, указанное в статье 8 настоящего Закона;
7) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака;
8) решение об усыновлении (удочерении);
9) копия документа, подтверждающего временное отсутствие члена семьи.
В соответствии с пунктом 4 Закона: Граждане для признания их малоимущими к заявлению о постановке на учет вместе с документами, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, прилагают также:
документы, подтверждающие место работы заявителя и членов его семьи (выписки из трудовой книжки);
документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов его семьи (справка с места работы, налоговые декларации в соответствии с применяемым режимом налогообложения за налоговые и отчетные периоды, которые приходятся на расчетный период, с отметкой налогового органа о принятии - для индивидуальных предпринимателей, и другие);
документы, подтверждающие стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и (или) членов его семьи, указанного в статье 8 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 6 Закона: Копии документов заверяются органом местного самоуправления при сличении их с оригиналом или могут быть удостоверены в установленном порядке.
В обжалуемом заявителем письме администрации Калининского района гор.Чебоксары, приведен указанный перечень документов, за исключением документов, указанных в подпунктах 8 и 9 пункта 3 Закона. Требований о необходимости представления заявительницей других, не указанных в данной статье закона документов, обжалованное письмо не содержит.
В связи с изложенным, являются неверными выводы суда первой инстанции о незаконности ссылки в обжалованном заявителем письме администрации Калининского района гор.Чебоксары на порядок принятия на учет граждан, отнесенных к категории малоимущих, и о незаконности разъяснения о необходимости представления заявительницей документов, необходимых для признания малоимущей.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления представителя Филипповой М.Г.
Что касается ссылки представителя заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации N85-В08-3 от 30 сентября 2008 года, вынесенного по иску К., З.Т., действующих за себя и в интересах несовершеннолетних детей, то данное определение не влияет на обстоятельства данного конкретного дела, и непосредственно незаконность обжалованного решения администрации Калининского района гор.Чебоксары из данного определения не вытекает. Из содержания названного определения следует, что семья заявителей была признана малоимущей и состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке (абзац 2 мотивировочной части определения).
В суде кассационной инстанции представитель Филипповой М.Г. заявил ходатайство об изменении решения суда первой инстанции и вынесении решения о возложении обязанности на администрацию Калининского района гор.Чебоксары незамедлительно предоставить Филипповой М.Г. жилое помещение. Однако данное ходатайство удовлетворению не подлежит по основаниям, изложенным в настоящем определении. Кроме того, данное ходатайство представляет собой самостоятельное требование, подлежащее разрешению в исковом порядке, что также является основанием для оставления его без удовлетворения.
Отказав в удовлетворении ходатайства Имендаева А.В., руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда гор.Чебоксары от 29 июля 2011 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления представителя Филипповой М.Г. - Имендаева А.В. об обжаловании отказа администрации Калининского района гор.Чебоксары, изложенного в письме от 3 июня 2011 года в постановке на учет, в части условия о необходимости предоставления документов для учета в качестве малоимущей при постановке на учете нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.