Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Яковинова П.В.,
при секретаре Герасименко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Завьяловой Елены Юрьевны об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Завьялова Е.Ю. обратилась в суд с данным заявлением, ссылаясь в его обоснование на следующее.
Завьялова Е.Ю. родилась 06.11.1991г.
Ее мать ФИО2 умерла 27.01.1996г. Отец заявителя ? ФИО3 решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 27.03.1996г. был лишен родительских прав в отношении заявителя, умер 23.11.2001г.
В соответствии с распоряжением администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 16.04.1997г. N 85 Завьялова Е.Ю. до достижения 18-летнего возраста являлась подопечной своей бабушки ФИО1. При этом одним из оснований назначения опекуна являлось отсутствие какого-либо имущества.
В отношении заявителя не принималось решения о закреплении жилого помещения на праве пользования по предыдущему месту жительства (с родителями) на территории Тогучинского района Новосибирской области.
Заявитель состоит на регистрационном учете по адресу: г. Новосибирск, ул. ...; но не имела и не имеет каких-либо прав на недвижимое имущество.
Таким образом, заявитель считает, что во внеочередном порядке нуждается в получении жилого помещения на основании части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, статьи 2 Закона Новосибирской области "Об учете органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договору социального найма" от 04.11.2005г. N 337-ОЗ, поскольку относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения.
В связи с этим Завьялова Е.Ю. в сентябре 2011г. обратилась в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска (далее ? ответчик) с соответствующим заявлением с просьбой постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставив необходимый пакет документов.
Однако приказом ответчика от 20.09.2011г. N 1346-од заявителю было отказано (первоначально с направлением заявителю об этом письма N 1496/08-пр) в постановке на учет льготной очереди из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с формулировкой "в связи с отсутствием документального подтверждения нуждаемости в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета".
Заявитель считает данный отказ и вынесенный приказ незаконными, нарушающими ее права. В связи с чем в заявлении после уточнения требований просит:
- признать ее не имеющей жилого помещения для закрепления за ней с момента установления опеки по настоящее время;
- признать незаконным приказ администрации Дзержинского района г. Новосибирска 20.09.2011г. N 1346-од;
- обязать ответчика в полном объеме устранить допущенные нарушения, поставив ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заявитель Завьялова Е.Ю. участия в рассмотрении дела не приняла, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, доверила представлять свои интересы представителю Фролову Р.Н., который поддержал ее доводы и требования в полном объеме.
Представитель администрации Дзержинского района г. Новосибирска Чернышова Н.И. в судебном заседании и письменном отзыве на заявление с заявлением не согласилась, указывая на то, что заявителем не представлены доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий; судебное решение, согласно которому Завьялова Е.Ю. не имеет закрепленного жилого помещения, не принималось.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Завьялова Е.Ю. в сентябре 2011г. обратилась в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставив соответствующий пакет документов (что следует из материалов настоящего дела, учетного дела заявителя).
Однако приказом ответчика от 20.09.2011г. N 1346-од заявителю было отказано в постановке на учет данной очереди с формулировкой оснований отказа "в связи с отсутствием документального подтверждения нуждаемости в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета" (л.д. 14).
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 2 Закона Новосибирской области "Об учете органами местного самоуправления граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договору социального найма" от 04.11.2005г. N 337-ОЗ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют, в том числе следующие категории граждан:
граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном жилищным законодательством, для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации;
иные определенные федеральным законом категории граждан - по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) ?.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска установлен Положением, утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктами 5.1-5.3 Положения жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке и по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в порядке, установленном законом Новосибирской области.
Администрация района (в том числе Дзержинского) г. Новосибирска является территориальным органом (п. 1 решения городского Совета г. Новосибирска от 22 февраля 2006 года N 207) мэрии города Новосибирска (п. 1.1 Положения об администрации района города Новосибирска - приложение к решению городского Совета от 22 февраля 2006 года N 207), и согласно своих полномочий осуществляет ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, подготовку документов на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска социального использования (пункты 2.4.12-2.4.13 Приложения).
В судебном заседании из представленных документов установлено, что Завьялова Е.Ю. родилась 06.11.1991г. (л.д. 9). Ее мать (л.д. 19) ФИО2 умерла 27.01.1996г, (л.д. 20) отец заявителя (л.д. 19) ? ФИО3 решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 27.03.1996г. был лишен родительских прав в отношении заявителя (л.д. 16-18), умер 23.11.2001г. (л.д. 20).
В соответствии с распоряжением администрации Дзержинского района г. Новосибирска от 16.04.1997г. N 85 бабушка заявителя - ФИО1 была назначена опекуном Завьяловой Е.Ю. При этом одним из оснований назначения опекуна являлось отсутствие какого-либо имущества, а также ходатайство отдела образования (л.д. 13).
Согласно справке от 02.06.2011г. (л.д. 43) Завьялова Е.Ю. является студентом государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский ... колледж ... им ..." с 28.08.2008г., срок окончания ее обучения ? 30.06.2013г.
С момента рождения и по сентябрь 1993 года заявитель была зарегистрирована и проживала по адресу: Новосибирская область, Тогучинский район, с. Коурак, собственного жилья не имела, в приватизации жилья на территории Коуракского сельсовета не участвовала, что следует из справки главы данного сельсовета от 28.07.2011г. (л.д. 50).
При этом согласно сведениям этого же муниципального образования, дом, в котором проживала заявитель, ввиду ветхости сломан, не существует; документов, подтверждающих право собственности на данное жилое помещение, не имеется; дом числился по записям похозяйственной книги за ФИО4 (матерью отца заявителя), умершей в 2004 году (л.д. 23).
Как следует из указанного выше распоряжения от 16.04.1997г. N 85 (л.д. 13), ответов начальника отдела опеки и попечительства администраций Дзержинского района г. Новосибирска от 08.08.2011г. (л.д. 42), Тогучинского района НСО от 25.10.2011г. (л.д. 8), Завьялова Е.Ю. в перечне детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных на территории Тогучинского района НСО не значится, решений о закреплении за ней жилого помещения на праве пользования (собственности) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, о постановке на учет по данной категории не принималось.
Таким образом, заявитель относится к категории лиц ? детей, оставшихся без попечения родителей, что стороной ответчика не оспаривалось.
Также в судебном заседании установлено, что за заявителем не было закреплено жилое помещение в соответствии с положениями Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ, какого-либо жилья (в том числе на праве собственности, по договору социального найма) заявитель не имела и не имеет. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
При этом суд отмечает, что заявитель состоит на регистрационном учете по адресу: г. Новосибирск, ул. ... с 05.01.1996г., однако не является собственником данного жилого помещения, которое принадлежит на праве собственности ФИО1 (л.д. 48), являющейся ей бабушкой.
Кроме того, суд отмечает, что данная квартира ранее являлась кооперативной и право собственности на нее за ФИО1 было зарегистрировано лишь 14.08.2009г. после полной выплаты 07.08.2009г. ФИО1 паевого взноса (л.д. 48).
В данную квартиру заявитель была вселена вместе с матерью ФИО2, как несовершеннолетний ребенок по месту жительства родителя, а не как член семьи ФИО1, что следует из пояснений свидетеля ФИО1, выписки из домовой книги (л.д. 40). При этом согласно показаниям свидетеля ФИО1, выписок из домовой книги, у них с Завьяловой Е.Ю. разные семейные бюджеты, они не ведут совместного хозяйства, Завьялова Е.Ю. в настоящее время проживает в квартире ФИО1 собственной семьей с малолетним ребенком (зарегистрирован по этому же адресу), сожителем, и ФИО1 не желает их дальнейшего проживания в квартире, регистрации по этому адресу отца ребенка (сожителя заявителя).
В силу части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Доказательств о признании заявителя членом семьи ФИО1 в судебном порядке ответчиком не представлено.
Таким образом, Завьялова Е.Ю. не являлась и не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, по смыслу жилищного законодательства. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
В то же время в силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996г. N 159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
Как установлено выше судом, Завьяловой Е.Ю. была зарегистрирована по месту регистрации своей матери, которая в дальнейшем умерла, и осталась зарегистрированной в этой квартире ? жилом помещении своего опекуна, и жилье за заявителем не закреплялось.
Более того, из материалов дел установлено, что за заявителем вообще не зарегистрировано какого-либо жилого помещения (л.д. 45-46), она не использовала права приватизации и на территории г. Новосибирска (л.д. 44). Доказательств обратного сторонйо ответчика не представлено.
Как следует из ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, опека ФИО1 над Завьяловой Е.Ю., 1991г.р., прекращена уже в 2009г., когда место жительства опекуна последней перестало быть местом ее жительства, как подопечной, по смыслу закона, и в этом году ФИО1 обращалась в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении Завьяловой Е.Ю. жилья (л.д. 49).
Соответственно, Завьялова Е.Ю. является нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по смыслу указанных положений Закона, указанный факт регистрации по месту жительства заявителя значения для данного вывода суда не имеет.
Таким образом, и с учетом содержания учетного дела заявителя, последней были представлены необходимые документы, подтверждающие ее права на улучшение жилищных условий в указанном выше порядке, нуждаемость в улучшении жилищных условий по этим основаниям.
Однако в нарушение приведенных норм законодательства ей было отказано в постановке на соответствующий учет, чем ответчик нарушил жилищные права Завьяловой Е.Ю.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, пункта 28 Постановления Пленума Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, только если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу пункта 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поэтому оспариваемый приказ следует признать незаконным, с возложением на администрацию Дзержинского района г. Новосибирска обязанности устранить допущенное нарушение в полном объеме,
Следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Завьяловой Елены Юрьевны об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать Завьялову Елену Юрьевну не имеющей жилого помещения для закрепления за ней с момента установления опеки по настоящее время.
Признать незаконным приказ администрации Дзержинского района г. Новосибирска 20.09.2011г. N 1346-од об отказе Завьяловой Елене Юрьевне в постановке на учет, как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения.
Обязать администрацию Дзержинского района г. Новосибирска в полном объеме устранить допущенные нарушения, поставив Завьялову Елену Юрьевну на учет в качестве нуждающейся в улучшении получении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Новосибирска в течение одного месяца.
Председательствующий (подпись) Яковинов П.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.