Судья Дзержинского районного суда г. Новосибирска Панарин П.В.
с участием:
защитника Бурцева А.Н.
рассмотрев жалобу генерального директора ОАО " М" Шариповой Ольги Борисовны на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 августа 2011 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 августа 2011 года N 02-13-75-2011 генеральный директор ОАО " М" Шарипова О.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 р.
Шарипова О.Б. не согласилась с привлечением к административной ответственности и обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что постановление от 31 августа 2011 года вынесено незаконно.
В судебном заседании защитник Шариповой О.Б. поддержал доводы жалобы.
Выслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
ООО " К" является собственником помещений в корпусах N 1,10,39,134 по адресу: г.Новосибирск, ул. ..., принадлежащих ОАО " М".
Между ООО " К" и ОАО " М" заключен договор N 1090 В/С от 18 декабря 2008 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод. В соответствии с условиями договора N 1090 В/С от 18 декабря 2008 года (п. 3.2) ООО " К" оплачивает эксплуатационные расходы в размере 50% от тарифа МУП "Горводоканал".
ОАО " М" направило ООО " К" для подписания дополнительное соглашение от 23 декабря 2010 года.
Пункт п. 3.2. указанного договора в соответствии с дополнительным соглашением обязывает ООО " К" возмещать затраты на транспортировку сточных вод из расчета 3,27 рублей без НДС за 1 м? принятых сточных вод.
Согласно Правилам, пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 (далее - Правила), "водоотведение" - это технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Таким образом, формулировка "услуги по транспортировке сточных вод", содержащаяся в дополнительном соглашении от 23 декабря 2010 года к договору N 1090 ВС от 18 декабря 2008 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, и формулировка "услуги по водоотведению", содержащаяся в Правилах, означают один и тот технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод потребителей последующей передачей их на очистные сооружения канализации на возмездной основе.
В соответствии с ФЗ РФ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов.
В настоящее время (в том числе и в 2010 году) исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), является Департамент по тарифам Новосибирской области в соответствии с п. 12 ч. 7 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18 октября 2010 года N 326.
В соответствии с Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 24 ноября 2010 года N 70-К "Об установлении тарифов на холодную воду и тарифов на водоотведение для организаций коммунального комплекса Новосибирской области" для ОАО " М" утвержден тариф на холодную воду в размере 12,93 руб/м? (без НДС), тариф на водоотведение для ОАО " М" не установлен.
Департамент по тарифам Новосибирской области письмом от 11 февраля2011 года (исх. N 81/5) директору ООО " К" подтвердил, что ОАО " М" для установления тарифа на водоотведение на 2011 год не обращалось.
Между тем исходя из представленной ООО " К" счет-фактуры N 00176 от 31 января 2011 года, выставленной ОАО " М" по договору N 1090 В/С от 18 декабря 2008 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за январь 2011 года, стоимость 1 м? воды составляет 12,93 руб. (без НДС), услуги по канализации подлежат оплате в размере 9,81 руб/м?.
При этом, сопоставляя сведения, содержащиеся в указанной счет-фактуре и в договоре N 1090 В/С от 18 декабря 2008 года в редакции дополнительного соглашения от 23 декабря 2010 года, услуги по канализации в размере 9,81 руб/ м? складываются из тарифа на услуги водоотведения (6,54 руб/ м?), установленного для МУП "Горводоканал" г.Новосибирск на основании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 24 ноября 2010 года N 70-К и платы за транспортировку ОАО " М" сточных вод по тарифу (3,27 руб/ м?), не установленному для ОАО " М" Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Счёт-фактурой N 06047 от 31 декабря 2010 года платежными поручениями за 2010 год также подтверждается взимание платы в 2010 году за эксплуатационные расходы по содержанию сетей водоснабжения, за водоотведение по тарифам неутвержденным Департаментом по тарифам Новосибирской области.В связи с изложенным ОАО " М", осуществляя в соответствии с договором с 18 декабря 2008 года услугу по транспортировке сточных вод от ООО " К" до канализационных сетей МУП "Горводоканал" г. Новосибирск, обязано было обратиться в уполномоченный орган за утверждением индивидуального тарифа на услуги по водоотведению, и после утверждения тарифа применять его для расчетов с ООО " К".
Указанное свидетельствует о нарушении заявителем установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В рассматриваемом случае нарушение порядка ценообразования выразилось в установлении обществом цен за оказываемые им услуги с нарушение" требований нормативных правовых актов и начислении в соответствии с ними плат ООО " К" в период с 18 декабря 2008 года по 30 июня 2011 года, что подтверждается материалами дела. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Субъектом нарушения, предусмотренного ст. 10 указанного ФЗ РФ, является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).
Анализ состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС РФ от 28 апреля 2010 года N 220 (далее - Порядок).
Согласно п. 4.3 Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются: организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями.
Поскольку приобретатель услуг приема сточных вод (ООО " К") является владельцем помещений в корпусах N 1, 10, 39, 134 по адресу: ул. ..., г. Новосибирск, а единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги приема сточных вод, является ОАО " М, у антимонопольного органа не возникло оснований исследовать наличие возможности у ООО " К" пользоваться услугами водоотведения у иных владельцев сетей.
Антимонопольным органом в аналитическом отчете сделан правильный вывод о наличии на рынке услуг водоотведения условий обращения услуг, ограничивающих экономические и технические возможности приобретения услуг покупателем. Таким условием является использование технологической инфраструктуры (сетей водоотведения), необходимой для получения услуг приема сточных вод (использование специальной организационно - транспортной схемы приобретения товара покупателями).
Доводы заявителя о том, что при исследовании товарного рынка антимонопольный орган не исследовал барьеры входа на товарный рынок услуг водоотведения, судом отклоняются как не соответствующие содержанию аналитического отчета. В разделе VIII "Определение барьеров входа на товарный рынок" Порядка не требуется установление конкретных значений показателей для установления наличия или отсутствия барьеров входа на товарный рынок.
Пунктом 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, антимонопольный орган правомерно признал общество, занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг по приему сточных вод, нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ "О защите конкуренции".
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 августа 2011 года по делу N 02-13-75-2011 законно и обоснованно.
В то же время, санкция ст. 14.31 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) предусматривала наказание для должностных лиц в виде штрафа от 20 000 р. до 50 000 р., однако в материалах дела не указаны отягчающие обстоятельства, позволяющие назначить наказание в виде административного штрафа выше низшего предела. Поэтому суд полагает возможным снизить размер наказания до штрафа в размере 20 000 р.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 августа 2011 года по делу об административном правонарушении изменить.
Назначить административное наказание генеральному директору ОАО " М" Шариповой Ольге Борисовне в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Судья ___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.