Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Яковинова П.В.,
при секретаре Герасименко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Напалковой Зори Прокопьевны к администрации Дзержинского района г. Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Напалкова З.П. обратилась в суд с данным заявлением, ссылаясь в его обоснование на следующее.
Истец является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (далее по тексту - ВОВ).
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрено обеспечение жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону РФ "О ветеранах".
Напалкова З.П. не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее зятю. Проживая там, истец обеспечена площадью жилого помещения менее учетной нормы 12 кв.м.
В августе 2011 года Напалкова З.П. обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию Дзержинского района г. Новосибирска, но ей отказали в связи с намеренным ухудшением истцом своих жилищных условий.
Истец не согласна с таким отказом, поскольку в 2004 году продала свой дом в Алтайском крае и переехала в г. Новосибирск к дочери, так как в силу возраста нуждалась в постороннем уходе. Официально сделка по продаже дома была зарегистрирована в 2008 году.
Поэтому Напалкова З.П. просит признать отказ администрации Дзержинского района г. Новосибирска о признании нуждающейся в получении жилого помещения незаконным, обязать ответчика поставить ее на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Истец Напалкова З.П. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие с участием представителя.
Представитель Коновалов Д.Н. в судебном заседании поддержал доводы иска и требования в полном объеме. Пояснил, что истцу с возрастом стало тяжело ухаживать за собой и своим домом, расположенным в п. ... Алтайского края, поэтому она переехала к своей дочери, которая проживает по адресу г. Новосибирск, ул. ... комната N ..., однако зарегистрировалась по адресу г. Новосибирск, ул. ... у своего зятя. Напалкова З.П. имеет еще троих детей, проживающих в Алтайском крае (в том числе в п. ...), но условия проживания у них еще хуже.
Представитель ответчика - администрации Дзержинского района г. Новосибирска иск не признала, считая отказ о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий обоснованным.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 12.01.1995года N5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. А в соответствии с п.4 ч. 1 ст. 15 указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;
В силу пункта 1 статьи 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Законом Новосибирской области от 9 декабря 2005 года N 354-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями", в частности, в отношении членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий (статья 1 Закона N 354-ОЗ).
В силу подпункта 4 части 1 статьи 4 названного Закона N 354-ОЗ органы местного самоуправления в Новосибирской области при осуществлении отдельных государственных полномочий вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.
Порядок управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска установлен Положением, утвержденным решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктами 5.1-5.3 Положения жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке и по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется в порядке, установленном законом Новосибирской области.
Администрация района (в том числе Дзержинского) г. Новосибирска является территориальным органом (п. 1 решения городского Совета г. Новосибирска от 22 февраля 2006 года N 207) мэрии города Новосибирска (п. 1.1 Положения об администрации района города Новосибирска - приложение к решению городского Совета от 22 февраля 2006 года N 207), и согласно своих полномочий осуществляет ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, подготовку документов на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска социального использования (пункты 2.4.12-2.4.13 Приложения).
По смыслу вышеприведенных норм правовых актов, обстоятельства, условия нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и получении жилья, для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по целевым программам, следует определять исходя из положений жилищного законодательства, применяемых к договорам социального найма.
В силу пункта 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 49 ЖК РФ).
В силу пунктов 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно п. 4.1 Положения, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94, учетная норма площади жилого помещения в г. Новосибирске устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Как следует из пункта 2 части 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в частности, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании из пояснений участников процесса, материалов дела (в том числе л.д. 9, 8, 10, 19), установлено, что Напалкова З.П. является членом семьи умершего ветерана - участника ВОВ.
Данные обстоятельства представителем администрации Дзержинского района г. Новосибирска не оспаривались.
В соответствии со справкой ТСЖ " К" от 19.12.2011 года (л.д.12) и выпиской из домовой книги (л.д.13) в квартире N ... дома N ... по ул. ... в г. Новосибирске, имеющей общую площадь 11,5 кв.м, зарегистрированы только ФИО2 и Напалкова З.П.
ФИО2 не является близким родственником истицы, соответственно, данные лица не является членами одной семьи по смыслу действующего жилищного законодательства.
Согласно справке Каменского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от 31.05.2011 года (л.д.14) и Сообщению Управления Росреестра по НСО от 28.04.2011 года (л.д.15) Напалкова З.П. не имеет в собственности жилых помещений.
Из справки администрации Толстовского сельсовета Каменского района Алтайского края от 30.05.2011 года (л.д.17) Напалкова З.П. с 1954 по 1987 годы проживала с мужем и детьми в п. ..., ...; с 1987 года по 2004 год в п. ..., ..., в 1994 году с мужем приватизировали данный дом, в 2004 году продала дом и выбыла на постоянное место жительство в г. Новосибирск.
Однако в материалах дела имеется договор купли-продажи дома N5, расположенного по адресу п. ..., ул. ..., заключенный между Напалковой З.П. и ФИО3 22.04.2008 года, зарегистрированный 19.05.2008 года (л.д. 20-22). Соответственно, с данный даты до даты обращения истицы к ответчику не истек пятилетний срок.
Также судом установлено, что, несмотря на указание о том, что истец в силу возраста и по состоянию здоровья нуждается в постороннем уходе, представитель истца подтвердил, что у Напалковой З.П. сын проживает в п. ..., где ранее проживала сама истец, а также еще двое детей в г. Барнауле Алтайского края.
Более того, в судебном заседании установлено, что истица была зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем не ее близкому родственнику (в том числе не дочери, как было указано в исковом заявлении), а зятю - супругу дочери, который по смыслу ЖК РФ близким родственником заявителю не является, а указанная дочь истицы в жилом помещении, в котором проживает истица, не зарегистрирована, не проживает.
Более того, в судебном заседании установлено, что истица инвалидом не является, тяжелыми заболеваниями на момент продажи дома не страдала (представленные стороной истца медицинские документы сведений об этом не содержат). Дом, проданный ею, до момента продажи не был признан непригодным для проживания, или аварийным (доказательств и доводов обратного стороной истца не представлено).
26.07.2011 года на обращение истца администрацией Дзержинского района г. Новосибирска было отказано заявителю в признании нуждающейся в получении жилого помещения и постановке на учет, поскольку она (Напалкова З.П.) с 02.07.2004 года зарегистрирована в однокомнатной квартире N ..., общей площадью 11,5 кв.м, дома ... по ул. ... в г. Новосибирске с зятем Донцовым В.В., который является собственником еще одной квартиры N52, площадью 22 кв.м, в этом же доме, где зарегистрирована дочь истца. Суммарная площадь обеих квартир составляет 33 кв.м. на состав семьи 3 человека, что менее учетной нормы. Однако в собственности Напалковой З.П. до 22.04.2008 года находился жилой дом N ..., площадью 32,8 кв.м, по ул. ... в п. ... Каменского района Алтайского края, после реализации которого не истек пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (л.д. 23-24).
Приказ ответчика от этой же даты (26.07.2011г.), как основание отказа истице в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, также содержит сведения о не истечении пятилетнего срока согласно статье 53 ЖК РФ (л.д. 33).
Из анализа положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N714 следует, что необходимыми основаниями получения права на улучшение жилищных условий является нуждаемость члена семьи умершего ветерана ВОВ, а также его право на соответствующую социальную поддержку в соответствии с Законом "О ветеранах".
Статьей 53 ЖК РФ регламентировано, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Истице администрацией Дзержинского района г. Новосибирска было правомерно отказано в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ на том основании, что она намеренно совершила действия, предусмотренные ст. 53 ЖК, в результате которых ухудшились ее жилищные условия, после совершения которых не истек предусмотренный данной нормой пятилетний срок. Под указанные действия при установленных обстоятельствах дела (в том числе обстоятельствах сделки, родственных связях истицы, обстоятельствах ее регистрации) безусловно по смыслу положений 53 ЖК РФ, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007г. N 258-О-О подпадает совершенная сделка от 22.04.2008 года по отчуждению ранее принадлежащего истице на праве собственности дома, зарегистрированная 19.05.2008 года.
При этом не состоятельными являются доводы стороны истца об отсутствии у истицы предусмотренного ст. 53 ЖК РФ умысла на ухудшение ее жилищных условий в связи с продажей жилого дома по обстоятельствах даты продажи.
Действительно, названный договор был составлен 22.04.2008г., то есть за несколько дней до издания Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714.
Однако, основания нуждаемости в улучшении жилищных условий определяются по действующему еще с 01.03.2005г. Жилищному кодексу Российской Федерации. При этом содержание статьи 53 ЖК РФ до настоящего времени осталось прежним.
Кроме того, по смыслу жилищного законодательства для определения указанных в статье 53 ЖК РФ умышленных действий следует установить, какие конкретно действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершены заявителем, дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела в их совокупности для определения указанного умысла. В противном случае, при отрицании заявителем недобросовестности при совершении определенных действий, во всяком случае ставилась бы под сомнение практическая возможность доказывания стороной ответчика умысла заявителя по ст. 53 ЖК РФ.
Как указано выше, такие действия истицы, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, при установленных обстоятельствах дела установлены.
При этом доводы стороны истца о том, что фактически дом истицей был продан в 2004 году (что следует из справки администрации Толстовского сельсовета Каменского района Алтайского края от 30.05.2011 года) не состоятельны в связи со следующим.
Так, договор купли-продажи указанного дома составлен только 22.04.2008г. (л.д. 20).
Кроме того, согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Таким образом, до регистрации договора купли-продажи истица оставалась собственником указанного жилого дома в п. Толстовский, пригодного для проживания.
На основании изложенного иск следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Напалковой Зори Прокопьевны к администрации Дзержинского района г. Новосибирска об оспаривании решения органа местного самоуправления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня его мотивированного составления.
Председательствующий: (подпись) /Яковинов П.В./
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.