Коченевский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Левковец В.В.
с участием прокурора Баландина Е.И.
при секретаре Ильенковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области к администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Коченевского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Коченевского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании мест погребения на территории муниципального образования Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, в ходе которой установлено следующее.
В ведении администрации сельского поселения находится кладбище площадью 0,9 га., расположенное в границах Красноталького сельсовета Коченевского района Новосибирской области ( "адрес"). Санитарно-защитная зона кладбища составляет 50 кв.м.
В нарушение СанПин 2.1.2882-11 на кладбище, расположенном в границах Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области нет проекта по устройству кладбища (нет автостоянок; планировочного решения зоны захоронений с разделением на участки, различающихся по типу захоронений; нет разделения территории кладбища на функциональные зоны - входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), что не соответствует п. 2, п.п. 2.7 СанПин 2.1.2882-11. Территория кладбища не имеет транспортных и инженерных коридоров, что не соответствует п.2 п.п. 2.9 СанПин 2.1.2882-11. Для проведения поливочных и уборочных работ кладбища нет системы водоснабжения, что не соответствует п. 6 п.п. 6.2 СанПин 2.1.2882-11. Нет общественного туалета на территории кладбища, что не соответствует п. 6 п.п. 6.4 СанПин 2.1.2882-11. На участке кладбища нет стоянки автокатафалков и автотранспорта, урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, что не соответствует п. 6 п.п. 6.6, п.п. 6.7 СанПин 2.1.2882-11.
Просит признать незаконным бездействие администрации Красноталького сельсовета Коченевского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на ответчика обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства указанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ на кладбище, расположенном в границах Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области ( "адрес").
В судебном заседании помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Баландин Е.И. требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Коченевском районе Иванова А.А. просил дело рассмотреть в его отсутствии, с доводами, изложенными в заявлении согласен в полном объеме.
Глава администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил заявление о признании требований прокурора Коченевского района Новосибирской области в полном объеме.
Суд, выслушав прокурора и исследовав материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, на основании ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" N 8 -ФЗ от 12.01.1996г. (далее Закон) под местами погребения понимаются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения установлены Санитарными правилами и нормами (СанПин 2.1.2882-11).
В нарушение СанПин 2.1.2882-11 на кладбище, расположенном в границах Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области (п. Дружный):
- нет проекта по устройству кладбищ (нет автостоянок; планировочного решения зоны
захоронений с разделением на участки, различающихся по типу захоронений; нет разделения территории кладбища на функциональные зоны - входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), что не соответствует п. 2, п.п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11;
- территория кладбища не имеет транспортных и инженерных коридоров, что
является нарушением п. 2 п.п. 2.9 СанПиН 2.1.2882-11;
- для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ нет системы
водоснабжения, что не соответствует п. 6 п.п. 6.2 СанПиН 2.1.2882-11;
нет общественного туалета на территории кладбища, что не соответствует п. 6 п.п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11;
на участке кладбища нет стоянки автокатафалков и автотранспорта, урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, что не соответствует п. 6 п.п. 6.6.. п.п. 6.7 СанПиН 2.1.2882-11.
Данные факты подтверждаются актом обследования ФФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" в Коченевском районе от 07 июня 2012 являющимся приложением к исковому заявлению. (л.д. 7).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения возложена на органы местного самоуправления поселений. Согласно Устава сельского поселения организация содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Нарушения санитарно-эпидемиологических правил к содержанию мест захоронения ставят под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Также нарушаются эстетические и религиозные права большого количества граждан, численность и персональный состав которых установить невозможно.
Таким образом, ответчиком неправомерно не выполняется обязанность организации на территории муниципального образования мест захоронения, отвечающих требованиям федерального законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области по организации на территории поселения мест захоронения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
Возложить на администрацию Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства указанные в акте по результатам обследования "Центром гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" ФФБУЗ "Центром гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области" в Коченевском районе от ДД.ММ.ГГГГ на кладбище, расположенном в границах Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области (п. Дружный).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Коченевский районный суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца.
Судья: подпись В.В.Левковец
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.