Решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 16 января 2012 г.
(Извлечение)
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.
при секретаре Фуфачевой С.С.
с участием прокурора Стениной О.П.
представителя ответчика администрации Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Кривец А.В.
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Краснозерского района Новосибирской области Дегтяренко О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в защиту интересов Клек ФИО16 к администрации Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области, администрации Краснозерского района Новосибирской области о признании лицом, нуждающимся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
прокурор Краснозерского района Новосибирской области в защиту интересов Клёк Д.А. обратился в суд с иском к ответчику, просит признать Клёк Дениса Андреевича лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязать ответчика поставить его на учет в качестве лица, нуждающегося в благоустроенном жилом помещении и предоставить жилое помещении не ниже установленных социальных норм по следующим основаниям.
Прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в части признании Клёк Д.А. нуждающимся в жилом помещении.
В ходе проверки установлено, что Клек Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в 2005 году выявлен, как оставшийся без попечения родителей. В 2005 году над ним установлено попечительство, попечителем назначена ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГ за Клёк Д.А. на основании решения Краснозерского районного суда зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/8 доли в праве на квартиру общей площадью 88,8 кв.м., в том числе жилой площадью 38,9 кв.м., расположенную по адресу "адрес".
Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ дети - сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На территории Казанакского сельсовета норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма составляет 12 кв.м.
Согласно правоустанавливающих документов, общая площадь квартиры по адресу "адрес" составляет 88,8 кв.м. Поскольку доля в праве собственности Клек А.Д. составляет 1/8, то фактически ему принадлежит 11,1 кв.м. жилого помещения, что меньше учетной нормы предоставления площади жилого помещения.
Прокурор считает, что фактически имеющееся в собственности у Клек Д.А. жилое помещение не может обеспечить удовлетворение его жилищных потребностей.
Просит признать Клек ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязать администрацию Казанакского сельсовета принять Клек Д.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, предоставить Клек Д.А. в "адрес" благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм.
По ходатайству прокурора к участию в деле привлечена в качестве соответчика администрация Краснозерского района Новосибирской области.
Прокурор, участвующий в деле Стенина О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, настаивает на их удовлетворении.
Уточняет исковые требования, просит признать Клеек Д.А. лицом, нуждающимся в жилом помещении, обязать администрацию Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области принять Клеек Д.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области предоставить Клеек Д.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Истец Клек Д.А. исковые требования прокурора района поддержал, пояснив при этом, что проживает по адресу "адрес" с Казанак "адрес", где ему на праве собственности принадлежит 1/8 доля, в настоящее время в квартире остальные собственники не проживают, но он считает, что если они вселятся в квартиру, то его доля будет менее учетной - 11,1 кв.м.
Представитель ответчика администрации Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Кривец А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора района в защиту интересов Клек Д.А. не признал, считает, что Клеек Д.А. обеспечен жильем, оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется.
Представитель ответчика администрации Краснозерского района Новосибирской области Дегтяренко О.А. считает исковые требования прокурора района необоснованными и неподлежащими удовлетворению по тем основаниям, что Постановлением администрации Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ за Клеек Д.А. сохранено право пользования жилым помещением по "адрес" по тем основаниям, что он остался без попечения родителей. Указанное постановление было принято на основании ордера N 13 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Клек Д.А. являлся членом семьи нанимателя. В настоящее время он является собственником 1/8 доли в праве собственности на указанное жилое помещение, полученной им по наследству. В указанной квартире остальные собственники не проживают.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке жилых помещении в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в соответствии с ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ. В настоящее время отсутствуют основания для признания Клек Д.А. нуждающимся в жилом помещении.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено то обстоятельство, что Клек Д.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, что не оспаривается представителем ответчика.
Постановлением Главы Краснозерского района Новосибирской области от 25.05.2005 года N64 (л.д.7) над несовершеннолетним Клек Д.А. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО18
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года, утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.
Согласно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет и установил исключение для отдельных категорий граждан, которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Согласно п. 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Указанный вывод суда соответствует позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П и в Определении от 07 июня 2011 года N 746-О-О.
Так в соответствии с ч.ч.2, 3 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что ФИО2 проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" общей площадью 88,8 кв.м. Он является собственником 1/8 доли в праве собственности на указанную квартиру, в которой зарегистрированы ФИО2 и ФИО14, в квартире в настоящее время никто не проживает. На территории Казанакского сельсовета норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма составляет 12 кв.м.
Также установлено, что Клек Д.А. с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области не обращался.
Доводы прокурора в той части, что фактически Клек Д.А. принадлежит жилое помещение площадью 11,1 кв.м. суд находит необоснованными, поскольку суду не представлено доказательств того, что произведен раздел квартиры по указанному адресу, находящейся в общей долевой собственности и в соответствии с условиями раздела истцу передано помещение площадью 11,1 кв.м.
Согласно ч.1 ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Судом установлено, что в настоящее время жилое помещение никем из его собственников для проживания не используется, в нем зарегистрированы Клек Д.А. и Филоненко В.В., таким образом, на каждого их них приходится 44,4 кв.м.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств наличия оснований для признания Клек Д.А. лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Краснозерского района Новосибирской области о признании Клеек ФИО19 лицом, нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию Казанакского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области принять Клеек ФИО20 на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности на администрацию Краснозерского района Новосибирской области предоставить Клеек ФИО21 жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.