Решение Центрального районного суда г. Новосибирска
(Извлечение)
центральный районный суд г.Новосибирска 630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, д. 89 именем российской федерации 16.11. 2010 г. дело N 2- 5458 /2010г. Центральный районный суд г. Новосибирска, в составе:
председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.
при секретаре Алешиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Новосибирской области об оспаривании нормативного правого акта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим федеральному закону Постановление мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 г. N 140 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов" (далее - Порядок) со дня издания.
В обоснование требований заявитель указал, что Порядок регулирует отношения, возникающие между мэрией города Новосибирска и организациями, которым предоставляются из бюджета города субсидии для погашения кредиторской задолженности в виде разницы в начислениях между суммой, предъявленной ресурсоснабжающей организацией за отпущенный коммунальный ресурс, и суммой, начисленной гражданам за отопление и горячее водоснабжение по нормативам потребления коммунальных услуг за 2007 и 2008 годы.
При этом, в соответствии с п. 1.2 Порядка право на получение субсидий закреплено за юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги гражданам по отоплению и горячему водоснабжению, приобретающими соответствующие коммунальные ресурсы и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых гражданам предоставляются коммунальные услуги, являющимися исполнителями коммунальных услуг, а также юридическими лицами, выполнявшими в 2007 году функции оператора по оказанию коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно п. 1.5 Порядка предоставление субсидий производится из бюджета города на основании соглашения о предоставлении субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов, заключенного между мэрией в лице заместителя мэра города Новосибирска - начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города и организациями.
Считает, что постановление мэрии города от 18.05.2010 г. N 140 противоречит п.п. 1, 2 ст. 159 ЖК РФ, ст. 9 БК РФ.
Согласно п.п. 1, 2, 8 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии на оплату коммунальных услуг имеют граждане (пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений). Постановление мэрии города от 18.05.2010 г. N 140, согласно которому предоставление субсидий производится не гражданам, а организациям, приобретавшим в 2007 и 2008 годах тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг гражданам, противоречит п. 2 ст. 159 ЖК РФ.
Бюджетным кодексом РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления не относятся вопросы предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с п. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 г. N 140 предусмотрено предоставление субсидий из бюджета города, что также противоречит п. 8 ст. 159 ЖК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Скотникова М.В., действующая на основании доверенности от 02.04.2009г., заявление поддержала, дала соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица мэрии города Новосибирска Бутузова В.В. на основании доверенности от 27.07.2010 г. требования не признала, представила письменный отзыв, дала соответствующие пояснения.
Суд, выслушав пояснения, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что п.1 Постановления мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 г. N 140 утвержден Порядок предоставления из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов.
Согласно п. 4 Постановления мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 г. N 140 ранее утвержденный Постановлением мэрии города Новосибирска от 10.12.2009 N 520 Порядок предоставления из бюджета города субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов признан утратившим силу. Данное постановление опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска N 38 от 21.05.2010 г.
Согласно п. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
В п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указаны существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый заявителем акт органа местного самоуправления отвечают признакам нормативного правового акта.
В соответствии с п.1 ст.9 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств является бюджетным полномочием муниципального образования.
Согласно ст. 6 БК РФ расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а не из бюджетов муниципальных образований.
Пунктом 2 статьи 1 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616, установлен статус города Новосибирска как муниципального образования.
Согласно Порядка, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 N 140, предоставление субсидий производится из бюджета города в виде разницы в начислениях между суммой, предъявленной ресурсоснабжающей организацией за отпущенный коммунальный ресурс и суммой, начисленной гражданам за отопление и горячее водоснабжение по нормативам потребления коммунальных услуг за 2007 и 2008 годы, на основании соглашения о предоставлении субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населением города сверх установленных нормативов, заключенного между мэрией в лице заместителя мэра города Новосибирска - начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города и организациями.
В соответствии с п. 2.1 данного типового Соглашения источником финансирования субсидии также является бюджет города, а размер субсидии составляет разницу между стоимостью тепловой энергии, предъявленной ресурсоснабжающей организацией и размером платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленной населению по нормативам потребления.
Согласно п.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Вместе с тем, ни оспариваемое Постановление, ни типовое Соглашение не содержат необходимого условия предоставления и расчета субсидий в зависимости от стоимости жилищно-коммунальных услуг и доли расходов граждан на их оплату в совокупном доходе семьи.
Постановление мэрии города Новосибирска от 18.05.2010 N 140 принято в целях возмещения из бюджета города затрат организациям, предоставившим гражданам коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в 2007 и 2008 годах.
В соответствии с п. 2 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют следующие категории граждан:
- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
- члены жилищных кооперативов;
- собственники жилых помещений.
Таким образом, субсидии на оплату коммунальных услуг должны предоставляться гражданам, а не организациям.
Судом принято во внимание, что количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, у организаций, предоставляющих гражданам услуги по отоплению и горячему водоснабжению, не может быть затрат перед ресурсоснабжающей организацией сверх установленных нормативов.
Заявитель указал, что приведенные основания были изложены в протесте прокурора города от 08.10.2010 г. N 7-02-2010 на приложение N 5 и п.п. 1.2, 1.6., 2.1 приложения N 12 к решению Совета депутатов города Новосибирска от 25.11.2009 N 1458 "О бюджете города на 2010".
По результатам рассмотрения данного протеста решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.11.2010 N 178 требования прокурора были удовлетворены в полном объеме.
В связи с вышеизложенным суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня его принятия Постановление мэрии г.Новосибирска от 18.05.2010г.N 140 "Об утверждении порядка предоставления из бюджета субсидий для погашения кредиторской задолженности за тепловую энергию, потребленную в 2007 и 2008 годах населению города сверх установленных нормативов".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.
Судья /подпись/ Пиотровская Ю.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.