Решение Златоустовского городского суда Челябинской области
(Извлечение)
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Сержантове Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Златоусте гражданское дело по иску Сайфуллина Алика Рафисовича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа, Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности произвести оплату дополнительного отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Сайфуллин А.Р. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее - УСЗН ЗГО) о возложении обязанности произвести оплату дополнительного отпуска за ДАТА, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование своих требований сослался на то, что ДАТА года подал заявление в УСЗН ЗГО на оплату дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней, так как такой отпуск положен участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ответом УСЗН ЗГО от ДАТА года в выплате было отказано, так как в представленной им справке размер среднего заработка указан без вычета налогов. В расчетном отделе ОАО "Златоустовский металлургический завод" по месту его работы выдать такую справку отказались со ссылкой на то, что выплаты за данный вид отпуска налогом не облагаются. До настоящего времени предусмотренную законом выплату он не получил.
В ходе производства по делу истец дополнил исковые требования, просил возложить на УСЗН ЗГО обязанность произвести оплату дополнительного отпуска за ДАТА как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 10 669 рублей 68 копеек л.д. 32).
Решением Златоустовского городского суда от ДАТА г. исковые требования Сайфуллина А.Р. удовлетворены полностью. На УСЗН ЗГО возложена обязанность произвести Сайфуллину А.Р. оплату дополнительного отпуска за ДАТА в размере 10 669 рублей 68 копеек л.д. 47-51).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДАТА года решение Златоустовского городского суда от ДАТА года отменено и направлено на новое рассмотрение в тот же суд л.д. 80-86).
В судебном заседании истец Сайфуллин А.Р. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УСЗН ЗГО Серебрякова Н.Н., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Суду пояснила, что справка, представленная истцом, должна содержать указание на причитающуюся к выплате итоговую сумму за вычетом налогов и с указанием периода, за который предоставляется отпуск, а так же должна быть подписана руководителем организации и главным бухгалтером. В представленной Сайфуллиным А.Р. справке размер среднего заработка указан без вычета налогов, что противоречит Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года N 136. Истцу было рекомендовано обратиться в ОАО "ЗМЗ" для получения надлежащим образом оформленной справки. При ее предоставлении выплата была бы произведена. Поскольку справка так и не была предоставлена, при УСЗН ЗГО была создана комиссия, которая рассчитала сумму выплаты за дополнительный отпуск, исключив налог на доходы физических лиц в размере 13 % и направило заявку в казначейство. Причитающаяся Сайфуллину А.Р. сумма будет выплачена ДАТА
В письменном отзыве на исковое заявление указала, что порядок оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 5 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 136. В соответствии с п. 2 названных Правил, для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска получатель предоставляет в органы социальной защиты населения следующие документы: заявление; удостоверение, дающее право на предоставление мер социальной поддержки; справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей), заверенную печатью. Вопросы льготного налогообложения находятся в компетенции налоговых органов и регулируются НК РФ. Руководствуясь письмом Министерства финансов РФ от ДАТА года НОМЕР, поступившего согласно запросу Минздравсоцразвития РФ, оплата дополнительного отпуска подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, поскольку предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска является гарантией, обеспечивающей осуществление работником прав в области социально-трудовых отношений, а не компенсационной выплатой. Таким образом, в справке, выдаваемой организацией, расчет итоговой суммы на оплату дополнительного оплачиваемого должен осуществляется за вычетом налогов. Ответственность за расчет оплаты дополнительно отпуска возложена на организацию, выдавшую справку. В представленной Сайфуллиным А.Р. справке ОАО "ЗМЗ" за ДАТА год размер среднего заработка указан без вычета налогов, что противоречит нормам постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года N 136 л.д. 19).
Представитель третьего лица ОАО "ЗМЗ" Шайхетдинова Л.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Суду пояснила, что предприятие не имеет право выдавать работникам справки за вычетом НДФЛ, в связи с чем в предоставлении такой справки УСЗН ЗГО отказано.
В письменном мнении на исковое заявление ОАО "ЗМЗ" указало, что справки, выдаваемые работникам предприятия для последующего предъявления их в УСЗН ЗГО, соответствуют требованиям действующего законодательства. В соответствии с ТК РФ и законодательством РФ о налогах и сборах денежные выплаты на оплату дополнительно оплачиваемого отпуска ликвидаторам последствий катастрофы не относятся к заработной плате и налогом с доходов физических лиц не облагаются. Согласно п.1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. "Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска...", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03 марта 1007 года N 136 к законодательству РФ о налогах и сборах не относятся. Таким образом, п.п "б" пункта 2 указанных Правил, в котором указано, что к заявлению прилагается "справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и период, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью", не обязывает налогоплательщика удерживать налоги с доходов, не подлежащих налогообложению согласно налоговому законодательству РФ. Трактовка данного пункта со стороны УСЗН ЗГО, как требование, обязывающее ОАО "ЗМЗ" вычесть налоги с начисленной суммы дополнительно оплачиваемого отпуска, является ошибочной. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Статьей 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" установлено право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. По сути, дополнительные оплачиваемые отпуска - это одна из форм возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и осуществляемая за счет государства и к заработной плате не относятся, а потому не облагаются ни НДФЛ, ни ЕСН. В соответствии с п.п.5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ но вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Согласно письмам Минфина РФ N 03-04-06-02/8 от 01 июля 2007 года, N 03-04-06-02/210 от 22 ноября 2007 года в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах суммы оплаты дополнительных отпусков, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, налогом на доходы физических лиц не облагается. Указанных разъяснений придерживается Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, на налоговом учете в которой состоит ОАО "ЗМЗ". В справках ОАО "ЗМЗ", выдаваемых работникам для предоставления в УСЗН ЗГО, и в записке-расчете по форме Т-60 размер среднего заработка за 14 дней рассчитывается в соответствии с Положением "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 922. Исключение из итоговой суммы рассчитанного среднего заработка суммы НДФЛ (13%), не предусмотрено данным положением и приведет к фактическому обложению налогом (в размере 13%) суммы, насчитанной денежной выплаты за дополнительный отпуск, что является нарушением действующего законодательства о налогах и сборах.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В письменном мнении на исковое заявление указал, что не является надлежащей стороной по делу. Согласно трудовому законодательству РФ, предоставление оплачиваемых ежегодного основного и дополнительного отпусков гарантируется гражданам, заключившим трудовой договор с работодателем (ст.ст.114-116 ТК РФ). В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - "Чернобыльский закон") отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, гарантируется использование основного ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (п.5 части первой ст. 14, п. 2 части первой ст. 18, п. 4 части второй ст. 19 и п. 2 части второй ст.20 Закона). Данный закон предусматривает, что меры социальной поддержки, предусмотренные законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ (ст.4). Постановлением Правительства от 03 марта 2007 года N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой" утверждены "Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Правила). Указанные Правила были приняты Правительством РФ в целях реализации "Чернобыльского закона" и в пределах предоставленных ему полномочий, решением Верховного суда от 30 июля 2007 года N ГКПИ07-615 признаны не противоречащими действующему законодательству. Органы социальной защиты населения Челябинской области с 01 января 2007 года, осуществляют работу по назначению и оплате дополнительного оплачиваемого отпуска, гарантированного "Чернобыльским законом", в соответствии с Правилами, согласно п. 2 которых для его оплаты граждане предоставляют в органы соц.защиты, в том числе справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством РФ) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей), заверенную печатью, являющуюся основным документом, прилагаемым гражданином к заявлению. Ответственность за расчёт оплаты дополнительного отпуска возложена на организацию, выдавшую справку. В свою очередь, работодатель обязан оформлять работникам справки о размере их среднего заработка в соответствии с требованиями, установленными Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 136. В случае, если справка не содержит требуемых сведений, она не может быть принята органами соцзащиты для осуществления оплаты дополнительного отпуска. Бухгалтерией ОАО "Златоустовский металлургический завод" работнику Сайфуллину А.Р., имеющему статус "участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" оформлена справка с расчётом сумм, подлежащих к оплате за дополнительный отпуск (продолжительностью 14 календарных дней), без вычета налога со ссылкой на то, что оплата дополнительного отпуска относится к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда причинённого здоровью, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и в соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежит налогообложению на доходы физических лиц. Гражданам РФ гарантируются установленные "Чернобыльским законом" возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (ст.3). Компенсационные выплаты в возмещения вреда предусмотрены п. 15 части первой ст. 14, п. 4 части первой ст. 15, ст.39 "Чернобыльского закона". Одной из мер социальной поддержки является использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Возмещение вреда и меры социальной поддержки законодателем рассматриваются как две независимые правовые формы. При этом вышестоящие суды признают право законодателя определять способы, формы предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия. Так, Конституционный Суд РФ определяет, что законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности (п. 2 Постановления N18-П от 01 декабря 1997 года). Аналогичный вывод сделан и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 11 января 2008 года N 25-В07-24, где говорится о том, что денежные выплаты, установленные Чернобыльским законом в конкретных суммах и составляющие объем возмещения вреда могут индексироваться по-разному. Учитывая изложенное, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть отнесена к компенсационным выплатам, связанным с возмещением вреда, причинённого здоровью, и соответственно расчет итоговой суммы на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска должен осуществляется за вычетом налогов. Соответствующее разъяснение дано Министерством финансов РФ от 27 декабря 2007 года N 12-05-06/2 по запросу Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Согласно п.1 ст.34.2 НК РФ, п. 15 Указа Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 полномочиями по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах наделено Министерство финансов РФ. Таким образом, указанное разъяснение дано Минфином России в пределах своих полномочий. Разъяснение Правил также относится к компетенции Минфина России. Таким образом, оплата дополнительного оплачиваемого отпуска Сайфуллину А.Р. может быть произведена УСЗН ЗГО после представления документов, отвечающих требованиям Постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года N 136 л.д. 106-107).
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В письменном мнении на исковое заявление свою позицию относительно заявленных исковых требований не высказали, указав, что согласно положению "Об Управлении Федерального казначейства по Челябинской области", утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 марта 2005 года N 33 н основными задачами деятельности Управления являются кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Рсссийской Федерации и иные задачи, установление законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.6, Положения "О Министерстве финансов РФ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 329 Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций л.д. 53-54).
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела суд считает, что исковые требования Сайфуллина А.Р. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу ст. 14 указанного Закона гражданам, указанным впунктах 1 и2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ряд мер социальной поддержки, одной из которых является использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
Как установлено в ходе судебного заседания, Сайфуллин А.Р. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и имеет право на компенсации и льготы, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе, право на дополнительный оплачиваемый отпуск л.д. 4).
ДАТА года Сайфуллин А.Р. обратился в УСЗН ЗГО с заявлением об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней за ДАТА, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Письмом от ДАТА года НОМЕР УСЗН ЗГО отказало ему в назначении денежной выплаты на оплату дополнительно оплачиваемого отпуска за ДАТА в связи с тем, что в записке - расчете ОАО "ЗМЗ" сумма дополнительно оплачиваемого отпуска рассчитана без вычетов налогов, что противоречит нормам Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА года НОМЕР л.д. 12).
К заявлению о назначении выплат была приложена справка от работодателя и записка-расчет, в соответствии с которыми причитающаяся к выплате итоговая сумма составила 10 669 рублей 68 копеек. При этом итоговая сумма оплаты дополнительного отпуска указана "с вычетом налогов", а в представленной записке-расчете указана та же сумма, однако прослеживается, что налоги с данной суммы не были удержаны л.д. 5, 13).
Отказ УСЗН ЗГО в назначении Сайфуллину А.Р. денежной выплаты на оплату дополнительно оплачиваемого отпуска за ДАТА в части отказа в назначении указанной выплаты за вычетом налогов суд считает незаконным, нарушающим права истца.
В целях реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года N 136 "О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой" утвержденыПравила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с указанными Правилами (п.2) получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации). К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки;
б) справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью. Для получения единовременной компенсации справка должна содержать сведения о периоде работы получателя в организации на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.
По месту подачи заявления об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате единовременной компенсации на каждого получателя формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке (п.4).
Для осуществления оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации уполномоченный орган составляет списки получателей, в которых указываются:
а) фамилия, имя, отчество получателя;
б) размер выплачиваемых средств;
в) реквизиты организации федеральной почтовой связи по месту жительства получателя и его почтовый адрес либо реквизиты счета, открытого им в кредитной организации (п.5).
Списки получателей, подписанные руководителем уполномоченного органа и заверенные печатью, представляются в территориальный орган Федерального казначейства (п.6).
Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска и выплату единовременной компенсации, в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации (п.7).
Таким образом, действующими законодательными актами установлен порядок реализации предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 мер социальной поддержки граждан подвергшихся воздействию радиации вследствии аварии на ЧАЭС. Данные нормативно-правовые акты возлагают обязанность на органы социальной защиты произвести назначение данной выплаты и не предусматривают никаких оснований к отказу в ее назначении.
Представитель УСЗН ЗГО в судебном заседании не оспаривал обязанность произвести начисление истцам компенсации оплаты дополнительного отпуска, но пояснял, что УСЗН не может произвести данную выплату из-за отсутствия соответствующей требованиям Положения суммы.
При таких обстоятельствах суд считает отказ УСЗН ЗГО истцу в производстве назначения данной выплаты незаконным.
Вместе с тем, суд полагает, что при наличии спора о размере подлежащей выплате суммы органы социальной защиты обязаны произвести назначение данной суммы в неоспариваемом размере в целях реализации предусмотренных законом прав граждан. Это было осуществлено решением УСЗН от ДАТА года л.д. 101-102), которым Сайфуллину А.Р. назначена к выплате сумма оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска в размере 9 282 рубля 62 копейки (10 669 рублей 68 копеек по справке за минусом 13% НДФЛ).
Указанное обстоятельство подтверждается также ответом руководителя УСЗН ЗГО на запрос суда от ДАТА года л.д. 103).
Таким образом, ответчиком фактически признана и выполнена обязанность по начислению истцу суммы по оплате дополнительно оплачиваемого отпуска.Вместе с тем, как разъяснил Пленум ВС РФ в п.17 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судья не вправе прекратить производство по делу, если оспариваемое решение, действие (бездействие) уже отменено, но заявитель настаивает на рассмотрении дела по существу и устранении допущенных нарушений его прав и свобод либо препятствий к их осуществлению, поскольку в этом случае должен быть исследован вопрос о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя, что может быть сделано только при рассмотрении заявления по существу.
Суд находит, что допущенное ответчиком нарушение законных прав истцом при вынесении решения от ДАТА года не было устранено в полном объеме.
Истец и представитель ОАО "ЗМЗ" суду пояснили, что считают требования УСЗН ЗГО о предоставлении справки за вычетом налогов незаконным, поскольку в силу действующего законодательства компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, освобождены от налогообложения.
Суд находит данный вывод ошибочным по следующим основаниям.
Предоставление справки для назначения спорной выплаты с указанием суммы за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено вышеуказанными Правилами.
Утверждая данные Правила, которые до настоящего времени не отменены, не изменены, не признаны не соответствующими Конституции РФ, Правительство РФ действовало в пределах предоставленных ему полномочий.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не возлагает на работодателя обязанность по оплате дополнительных отпусков истцам, как и обязанность по удержанию налогов с указанных выплат, на работодателя возложена лишь обязанность по выдаче справки с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов).
Согласно статье 5 Закона N 1244-1 предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из письменного мнения представителя третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области следует, что суммы оплаты дополнительных отпусков чернобыльцам только назначаются органом соцзащиты, списки с суммами передаются в органы федерального казначейства, которые осуществляют непосредственные выплаты данным гражданам, перечисляя деньги на их счета в банках. Через работодателя указанные суммы не проходят.
В силу п.3 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Понятие гарантий и компенсаций дано в ст. 164 ТК РФ, согласно которой гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией и действующим законодательством не отнесена к компенсационной выплате.
С учетом изложенного, доводы представителя ОАО "ЗМЗ" о том, что оплата дополнительно оплачиваемого отпуска является мерой возмещения вреда, в связи с чем начисленные суммы не подлежат налогообложению, являются ошибочными.
На основании изложенного суд считает, что оплата дополнительного отпуска является гарантией, поэтому расчет суммы оплаты за дополнительный отпуск необходимо производить за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, довод ответчика о необходимости предоставления справки о размере выплаты за вычетом налога является обоснованным.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя третьего лица в судебном заседании, составление справки о размере среднего заработка без вычета налога на доходы физического лица предприятие считает верным, данная позиция согласована с налоговыми органами. Предоставлять суду справку, отличную от представленной ранее ОАО "ЗМЗ" не может, полагая, что справка с указанием сумм компенсации за вычетом налогов не соответствует действующему законодательству.
Как следует из пояснений представителя УСЗН ЗГО, после обращения истца ДАТА года с заявлением об оплате дополнительного отпуска никаких мер к истребованию от работодателя справок о начисленных суммах за вычетом налогов ответчиком не предпринималось.
Также из пояснений представителя УСЗН ЗГО следует, что сформированные дела по выплате истцам сумм дополнительных отпусков за ДАТА. никаких иных материалов, кроме представленных суду и имеющихся в деле, не содержат.
Суд находит, что расчет суммы оплаты дополнительного отпуска истцу произведен ответчиком неверно. Как следствие, нарушенное право Сайфуллина А.Р. решением от ДАТА года в полном объеме не восстановлено.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.208 НК РФ для целей главы "Налог на доходы физических лиц" к доходам от источников в Российской Федерации относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.
Налоговая ставка установлена п.1 ст.224 НК РФ в размере 13 процентов.
Согласно ч. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленнаяпунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренныхстатьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
При этом для лиц, принимавших в ДАТА- ДАТА участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, при определении размера налоговой базы в соответствии спунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса установлено право на получение стандартного налогового вычета в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода.
Истец относится к указанной категории налогоплательщиков и имеет право на данный налоговый вычет.
Однако, ответчиком при расчете суммы, подлежащей выплате в счет оплаты дополнительного отпуска, не было учтено право Сайфуллина А.Р. на получение данного налогового вычета, что привело к неверному расчету и уменьшению суммы, подлежащей к выплате.
Порядок исчисления налога установлен ст.225 НК РФ.
Размер заработка истца, исчисленный ОАО "ЗМЗ" в записке-расчете л.д. 120) сторонами не оспаривался, поэтому суд полагает возможным принять его за основу при проведении расчета.
Поскольку оплата дополнительно оплачиваемого отпуска не производится работодателем, то разрешить вопрос о применении налогового вычета напрямую, без учета иных доходов по месту работы, в данной ситуации невозможно. Однако суд полагает, что данный налоговый вычет должен быть учтен при расчете среднедневного заработка следующим образом.
Так, Сайфуллину А.Р. за предыдущие 12 месяцев работы перед предоставлением отпуска была начислена заработная плата в сумме 207 983 рубля 71 копейка (справка формы Т-60,л.д. 120 оборот). Следовательно, фактический среднедневной заработок за вычетом налога составил:
1) 207 983 рубля 71 копейка - 36 000 рублей (12?3000 руб. - налоговый вычет за 12 месяцев) = 171 983 рубля 71 копейка;
2) 171 983 рубля 71 копейка - 13% + 36 000 рублей = 185 625 рублей 83 копейки - фактический заработок за предыдущие 12 месяцев за вычетом налогов;
3) 185 625 рублей 83 копейки / 272,9 дня (по справке) = 680 рублей 20 копеек.
Таким образом, сумма оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска за вычетом налогов составляет 9 522 рубля 80 копеек (680 рублей 20 копеек ? 14 дней отпуска).
Однако, ответчиком Сайфуллину А.Р. назначено к выплате только 9 282 рубля 62 копейки.
Таким образом, в целях восстановления нарушенного права истца суд считает необходимым возложить на УСЗН ЗГО обязанность назначить дополнительно Сайфуллину А.Р.в счет оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска за ДАТА 240 рублей 18 копеек (9 522 рубля 80 копеек - 9 282 рубля 62 копейки).
В остальной части заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
Довод представителя ОАО "ЗМЗ" о том, что предприятие при выдаче данных справок руководствовались разъяснениями Федеральной налоговой службы и Минфина РФ не может повлиять на выводы суда, поскольку указанные разъяснения не являются нормативно-правовыми актами, а отражают мнение государственных служащих по отдельным вопросам правоприменения. Суд же при вынесении решения обязан в силу ст.195 ГПК РФ руководствоваться законом.Согласно п.1 Положения об управлении социальной защиты населения Златоустовского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 5 сентября 2005 года N 25-ЗГО Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа является отраслевым (функциональным) исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, входящим в единую областную систему социальной защиты населения, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.12,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сайфуллина Алика Рафисовича удовлетворить частично.
Обязать Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа назначить Сайфуллину Алику Рафисовичу дополнительно денежную выплату на оплату дополнительного оплачиваемого отпуска за ДАТА в сумме 240 рублей 15 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сайфуллина Алика Рафисовича к Управлению социальной защиты населения Златоустовского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий А.Е. Максимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.