Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой Е.В.,
при секретаре Димитриевой А.Г.,
с участием ст. помощника прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Спиридоновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов к МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении свободного доступа инвалидов в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра, обязании ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц - инвалидов обратился с иском в суд по тем основаниям, что прокуратурой Вурнарского района в октябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите населения в администрации Кольцовского сельского поселения Вурнарского района. При этом установлено, что при входе в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра имеется крыльцо с двухступенчатой лестницей, в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п.п. 3.13, 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" при входе в здание отсутствуют пандус и поручни, что затрудняет доступ инвалидов в указанное здание. Своим бездействием ответчик нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения данного дела прокурором представлено в суд заявление о замене ненадлежащего ответчика администрацию Кольцовского сельского поселения Вурнарского района надлежащим ответчиком - МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района, так как постановлением и.о.главы администрации Кольцовского сельского поселения Вурнарского района N от ДД.ММ.ГГГГ на базе Кольцовского сельского дома культуры и Кольцовской сельской модельной библиотеки создано муниципальное бюджетное учреждение культуры "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района ЧР, которое с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет свою деятельность как отдельное юридическое лицо. В качестве структурного подразделения данного учреждения включен Мамалаевский образовательно-культурный центр.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Спиридонова Л.В. поддержала требования прокурора по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района ЧР на суд не явился, директор данного учреждения Курукова О.И. представила заявление, в котором просит дело рассмотреть в отсутствие её представителя, исковые требования прокурора признает.
Выслушав доводы ст. помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 27 ч. 1 Конституции РФ каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Из статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствам связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п.9.2 Постановления Кабинета Министров ЧР от 07.02.2008 года N 21 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Пунктом 9.4 указанного Постановления объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Необходимость установления нормативного закрепления требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.2,24,48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступивший в силу в полном объеме с 01.07.2010 года (ст.3,8,12,15,30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Как следует из акта проверки, составленного помощником прокурора Кокоревым П.В. ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства о социальной защите населения были выявлены нарушения нормы законодательства, предусмотренной ч.1 ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В частности, установлено, что при входе в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра имеется крыльцо с двухступенчатой лестницей; однако в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п.п. 3.13, 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" при входе в здание отсутствуют пандус и поручни, что затрудняет доступ инвалидов в вышеуказанное здание.
Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п.п. 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в целях обеспечения доступности инвалидов в здание необходимо устанавливать пандусы и поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Неисполнение ответчиком требований, установленных законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с п.4.4 Устава МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" бюджетное учреждение в отношении имущество, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность, несет бремя расходов на его содержание, поэтому обязанность выполнения вышеуказанной работы лежит на нем.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку представитель ответчика Курукова О.И. иск признала добровольно, действия эти не противоречат закону, не нарушают права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиком иска, поэтому заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец- прокуратура Вурнарского района освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика - МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать бездействие администрации МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в не обеспечении свободного доступа инвалидов в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра Вурнарского района Чувашской Республики, расположенное по адресу: Чувашская Республика, "адрес", незаконным.
Обязать администрации МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района ЧР устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание Мамалаевского образовательно-культурного центра Вурнарского района ЧР в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МБУК "Кольцовский центр развития культуры и библиотечного обслуживания" Кольцовского сельского поселения Вурнарского района ЧР в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующая: Е.В. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.