Вурнарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Константиновой Е.В.,
при секретаре Димитриевой А.Г.,
с участием помощника прокурора Вурнарского района ЧР Бородиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Кюстюмерская СОШ" Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении свободного доступа инвалидов в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ", незаконным и обязании ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ" в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вурнарского района ЧР в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к МБОУ "Кюстюмерская СОШ" Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении свободного доступа инвалидов в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ", незаконным и обязании ответчика в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ" в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Вурнарского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов в МБОУ "Кюстюмерская СОШ". При этом установлено, что при входе в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ" имеется крыльцо с лестницей, в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и п.п. 3.13, 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" при входе в здание отсутствуют пандус и поручни, что затрудняет доступ инвалидов в указанное здание. Своим бездействием ответчик нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В судебном заседании помощник прокурора Бородина Е.И. поддержала требования прокурора по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ "Кюстюмерская СОШ" в судебное заседание не явился, от директора школы Максимовой С.П. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо - представитель администрации Вурнарского района в судебное заседание не явился, представитель Филиппова Т.В. в своем заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Выслушав доводы помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 27 ч. 1 Конституции РФ каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Из статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п.9.2 Постановления Кабинета Министров ЧР от 07.02.2008 года N 21 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Пунктом 9.4 указанного Постановления объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Необходимость установления нормативного закрепления требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения вытекает из Градостроительного кодекса РФ (ст.2,24,48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступивший в силу в полном объеме с 01.07.2010 года (ст.3,8,12,15,30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Частью 2 ст.39 Закона РФ от 10.07.1992 г. N3266-1 "Об образовании" установлено, что объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из справки, составленной помощником прокурора ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в МБОУ "Кюстюмерская СОШ" были выявлены нарушения нормы законодательства, предусмотренной ч.1 ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В частности, установлено, что при входе в здание школы имеется крыльцо с лестницей; однако в нарушение вышеуказанной нормы Закона и п.п. 3.13, 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" при входе в здание отсутствуют пандус и поручни, что затрудняет доступ детей-инвалидов в вышеуказанное здание.
Пунктом 1.5 Устава МБОУ "Кюстюмерская СОШ", утвержденного постановлением главы администрации Вурнарского района от 05.07.2011г. N366, установлено, что учредителем учреждения является муниципальное образование "Вурнарский район Чувашской Республики", полномочия Учредителя осуществляются администрацией Вурнарского района ЧР.
Как следует из ч.1 и ч.7 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.
Согласно п.3.13 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
В соответствии с п.п. 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в целях обеспечения доступности инвалидов в здание необходимо устанавливать пандусы и поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Неисполнение МБОУ "Кюстюмерская СОШ" требований, установленных законодательством, нарушает права неопределенного круга лиц - инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотренные ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не выполнены требования, предусмотренные ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец- прокуратура Вурнарского района освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика - МБОУ "Кюстюмерская СОШ" Вурнарского района ЧР в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Вурнарского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать бездействие администрации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кюстюмерская средняя общеобразовательная школа" Вурнарского района Чувашской Республики, выразившееся в не обеспечении свободного доступа инвалидов в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ", расположенное по адресу: Чувашская Республика, "адрес" незаконным.
Обязать администрацию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кюстюмерская средняя общеобразовательная школа" Вурнарского района Чувашской Республики устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание МБОУ "Кюстюмерская СОШ" Вурнарского района Чувашской Республики в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы через Вурнарский районный суд ЧР в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующая: Е.В. Константинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.