Решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30 мая 2012 г.
(Извлечение)
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,
с участием прокурора Кудряшова А.Н.,
представителя ответчика Июдина Ю.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации "данные изъяты" Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ибресинского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации "данные изъяты" Чувашской Республики о признании бездействия незаконным, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой Ибресинского района Чувашской Республики проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при обращении с отходами производства и потребления выявлено, что в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 40 метрах от "адрес" имеется несанкционированная свалка бытовых отходов. Бездействие ответчика по сбору и вывозу вышеуказанной несанкционированной свалки бытовых отходов нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Просил признать незаконным бездействие администрации "данные изъяты" "адрес" Чувашской Республики, выразившееся в ненадлежащей работе по сбору и вывозу бытовых отходов с территории Ибресинского городскогопоселения, обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалки, расположенной в 40 метрах от "адрес".
В судебном заседании прокурор Кудряшов А.Н. полностью поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации "данные изъяты" Чувашской Республики Июдин Ю.А., действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал и пояснил, что администрация "данные изъяты" не бездействует. Ими организован вывоз твердого бытового мусора из частного сектора "адрес". Из "адрес" мусор вывозится один раз в две недели, жители собирают мусор в мешки и в день вывоза выставляют на улицу. Несанкционированная свалка действительно имеется, но количество мусора там гораздо меньше, чем до организации вывоза мусора. Администрация "данные изъяты" действенных методов воздействия к жителям близлежащих двух многоквартирных домов, которые выбрасывают мусор на указанную площадку, не может применить из-за отсутствия полномочий. Имеющихся в распоряжении "данные изъяты" двух машин для вывоза мусора недостаточно, т.к. эти машины обслуживают весь район. В ближайшем будущем они намереваются установить контейнеры для сбора мусора во дворе этих домов, а также организовать вывоз мусора с меньшей периодичностью, взяв в лизинг машину для вывоза мусора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на благоприятную окружающую среду, прокурор, осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из справки о проверке соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" установлено, что на территории "данные изъяты" на расстоянии около 40 метров от "адрес" Чувашской Республики имеется несанкционированная свалка бытовых отходов размером 10 на 10 метров.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава "данные изъяты", организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения "данные изъяты".
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится на территории муниципального образования "данные изъяты", в связи с чем, вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на этих участках относится к обязанности ответчика, как органа местного самоуправления.
Таким образом, ответчиком не исполняются надлежащим образом обязанности по сбору и вывозу отходов производства и потребления, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах бездействие ответчика, выраженное в отсутствии организации по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии около 40 метров от "адрес", является незаконным.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования прокурора Ибресинского района Чувашской Республики к администрации "данные изъяты" о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению.
Стороны в силу положений ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, и судебные издержки согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации "данные изъяты" Чувашской Республики, выразившееся в ненадлежащей работе по сбору и вывозу бытовых отходов с территории Ибресинского городскогопоселения.
Обязать администрацию "данные изъяты" Чувашской Республики в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки, расположенной в 40 метрах от "адрес" Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий В.П.Сапожникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.