Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Сапожниковой В.П.,
с участием прокурора Егоровой Н.В.,
при секретаре Федорове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Петрова "данные изъяты" к "данные изъяты" Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор "данные изъяты" Чувашской Республики в интересах Петрова В.В. обратился в суд с иском к "данные изъяты" Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить последнему благоустроенное жилое помещение на состав семьи из одного человека по установленным нормам действующего законодательства. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения администрацией "данные изъяты" Чувашской Республики законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что постановлением "данные изъяты" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N Петров В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей. Петров В.В. в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм по месту своего жительства за счет средств республиканского бюджета. "данные изъяты" Чувашской Республики не принимаются меры по обеспечению жилым помещением Петрова В.В., нарушаются его жилищные права. Свое право на обращение в суд с данным иском прокурор обосновал нормами ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
В судебном заседании прокурор Егорова Н.В. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.
Истец Петров В.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что закрепленного за ним жилого помещения не имеется, т.к. "адрес" снесен, в собственности жилья не имеет, проживает с братьями в доме тети, которая является их опекуном.
Представитель ответчика - "данные изъяты" Чувашской Республики Иванов Н.В. иск признал и пояснил, что истец в прошлом году ими принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей, включен в программу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждаемость истца в жилье не оспаривает. Поскольку полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, по поступлению средств из республиканского бюджета жилье Петрову В.В. будет предоставлено до конца года.
Представитель третьего лица - Администрации "данные изъяты" Чувашской Республики ФИО5, действующий на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что не возражает против удовлетворения исковых требований. Петров В.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилья, имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Третье лицо - "данные изъяты", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о причинах неявки не сообщило, не просило отложить рассмотрение дела.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации "данные изъяты" Чувашской Республики ФИО6, действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора поддержала, пояснила, что Петров В.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилья, согласно действующему законодательству имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и положений ст.167 ГПК РФ суд рассматривает настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Способы защиты жилищных прав определены в ст.11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в т.ч., путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно части 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО7 лишена родительских прав в отношении детей Петрова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведений об отце детей не имеется. В актовой записи о рождении Петрова В.В. отцом со слов матери указан ФИО9
Постановлением "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном и попечителем несовершеннолетних Петровых назначена ФИО10, за несовершеннолетними закреплено право пользования жилым помещением по адресу: "адрес"
Заключением межведомственной комиссии администрации "данные изъяты" Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом "адрес" отнесен к категории непригодных для постоянного проживания, признан подлежащим сносу и снятию с регистрационного учета.
Петров В.В. зарегистрирован в "адрес" Чувашской Республики по "адрес".
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и свидетельствами о государственной регистрации права подтверждается, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: "адрес", принадлежат на праве собственности ФИО10
Из справки "данные изъяты" "данные изъяты" следует, что за Петровым В.В. наличие недвижимого имущества не зарегистрировано. Последний в приватизации жилья на территории "данные изъяты" не участвовал.
Уведомлением "данные изъяты" подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Петрова В.В. на объекты недвижимого имущества.
Постановлением "данные изъяты" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Петров В.В. после окончания школы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Российской Армии.
В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения по "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит под номером N.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Так, в частях 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о том, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом малоимущими гражданами являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Право истца на льготное обеспечение жильем предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч. 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном порядке, урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений", а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
Так, согласно п. 2 ч. 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений" к одной из категорий граждан, которым жилое помещение по договорам социального найма предоставляется из государственного жилищного фонда Чувашской Республики, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с названным Законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Как следует из представленных суду материалов, истец подпадает под категорию лиц, указанных в статье 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и закрепленного жилого помещения на момент окончания образовательного учреждения, призыва на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации и окончания службы, не имел и не имеет в настоящее время.
Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено в законе. Таким образом, сторона ответчика должна представить суду доказательства, опровергающие доводы истца. Однако таких доказательств суду не представлено. Напротив, наличие статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, и отсутствие у истца закрепленного жилого помещения, а также нуждаемость истца в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением на основании норм ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ответчиком признано в судебном заседании. В силу положений ст. 68 ГПК РФ признание данных обстоятельств освобождает другую сторону от дальнейшего их доказывания.
Таким образом, Петров В.В. как ребенок, оставшийся без попечения родителей, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, на момент проверки прокурором "данные изъяты" исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, не был обеспечен благоустроенным жилым помещением.
Согласно п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований статьи 26.1 названного закона, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике, в соответствии со ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений", наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 настоящего Закона, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года N 55 "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями п. 5 ст. 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на "данные изъяты" района Чувашской Республики суд считает обоснованным.
Согласно п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и п. 4 ст. 12 Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений", устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма для категорий граждан, указанных в пункте 2 части 1 статьи 11 указанного Закона (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) с 01 января 2009 установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать "данные изъяты" района Чувашской Республики предоставить Петрову "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий В.П.Сапожникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.