Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Брагина ФИО6 о признании действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта, по назначению, перерасчету, выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Брагин В.И. обратился в суд с заявлением о признании действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта, по назначению, перерасчету, выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконными. В обоснование заявления Брагин В.И. указал, что является получателем трудовой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. С ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петров А.И. необоснованно и произвольно пересматривает размеры пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, тем самым нарушает пенсионные права. ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" принято решение об утверждении Положения "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты" (далее - Положение). Глава администрации района Петров А.И. незаконно подписал и обнародовал вышеуказанный муниципальный правовой акт. Пункт 6.8. Положения предоставляет администрации Ибресинского района Чувашской Республики неограниченные полномочия по произвольному перерасчету размеров пенсий за выслугу лет в сторону уменьшения выплат. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация района незаконно уменьшила размер его пенсии за выслугу лет до "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, хотя в указанный орган с заявлениями о перерасчете размера пенсии ни разу не обращался. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер недовыплаченной указанной пенсии составляет в размере "данные изъяты" рубль. Администрация района незаконно возлагает на муниципальных служащих представлять в указанный орган справки о размере трудовой пенсии по старости после очередной индексации. Заявитель по указанным основаниям просит признать незаконными действия главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петрова А.И. по подписанию и обнародованию вышеуказанного Положения, по пересмотру размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в сторону уменьшения, по перерасчету размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с ДД.ММ.ГГГГ в нарушение Федерального закона от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Заявитель также просит признать незаконными действия указанного должностного лица, связанные с истребованием с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение сведений о размере трудовой пенсии гражданина после каждой индексации трудовой пенсии по старости для перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
В судебном заседании заявитель Брагин В.И. заявление о признании действий должностного лица незаконными поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петров А.И. заявление не признал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" опубликовано Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты", принятое "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N. Указанное Положение принято в пределах, установленных законодательством. Действиями главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики права Брагина В.И. на получение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим не нарушены.
Выслушав заявителя и должностного лица, исследовав материалы дела, суд, заявление об оспаривании действий должностного лица находит не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Статьей 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утратившего силу с 01 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, предусматривалось, что лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.
Само понятие муниципальной должности определялось статьей 1 названного Закона, как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Согласно ст. 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, принятие которого предусмотрено ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", субъект Российской Федерации, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, должен осуществлять это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения.
Распоряжением главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N Брагин В.И. уволен с должности муниципального служащего ( "данные изъяты") с ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию. Указанное обстоятельство также подтверждается копией трудовой книжки Брагина В.И.
С ДД.ММ.ГГГГ решением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за N Брагину В.И. назначена пенсия за выслугу лет в сумме "данные изъяты" рублей.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 3 ст. 14 Конституции Чувашской Республики в Чувашской Республике не должны издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ст. 5 Устава Ибресинского района Чувашской Республики муниципальными правовыми актами района в числе других являются и решения Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики.
Муниципальные правовые акты Ибресинского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" опубликован муниципальный правовой акт Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты", принятое "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Устава Ибресинского района Чувашской Республики органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета Ибресинского района (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В силу ст. 18 Устава Ибресинского района Чувашской Республики в структуру органов местного самоуправления Ибресинского района входят: глава Ибресинского района; Собрание депутатов Ибресинского района; администрация Ибресинского района и иные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 19 Устава Ибресинского района Чувашской Республики глава Ибресинского района Чувашской Республики является высшим должностным лицом Ибресинского района Чувашской Республики и наделяется полномочиями в соответствии с настоящим Уставом.
Глава Ибресинского района Чувашской Республики избирается Собранием депутатов Ибресинского района Чувашской Республики из своего состава в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики на непостоянной профессиональной основе.
Глава Ибресинского района Чувашской Республики подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов Ибресинского района Чувашской Республики.
Согласно ст. 20 Устава Ибресинского района Чувашской Республики глава Ибресинского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом Ибресинского района Чувашской Республики, нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов Ибресинского района Чувашской Республики.
Статьей 23 Устава Ибресинского района Чувашской Республики предусмотрено, что в исключительной компетенции Собрания депутатов Ибресинского района Чувашской Республики находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Согласно ст. 24 Устава Ибресинского района Чувашской Республики по вопросам своей компетенции Собрание депутатов Ибресинского района принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты Собрания депутатов Ибресинского района принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов (если иное не установлено федеральным законом или настоящим Уставом) и подписываются и обнародуются главой Ибресинского района.
Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты" определяет условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты.
Действие указанного Положения распространяется на лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы Ибресинского района, в последующем должности муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы Чувашской Республики при наличии условий, дающих право на выплату пенсии за выслугу лет, предусмотренных настоящим Положением.
Анализ вышеназванных норм свидетельствует о наличии у Ибресинского района Чувашской Республики полномочий по регулированию вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики в пределах, установленных законодательством.
Таким образом, предусмотренное Положением право муниципального служащего на пенсию за выслугу лет в виде ежемесячной доплаты к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ибресинского района Чувашской Республики.
Соответственно "данные изъяты" правомочно было устанавливать собственное правовое регулирование порядка перерасчета назначенной пенсии за выслугу лет в виде надбавки к государственной пенсии.
Из копии трудовой книжки Петрова А.И. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся главой Ибресинского района Чувашской Республики. С ДД.ММ.ГГГГ Петров А.И. по настоящее время является главой администрации Ибресинского района Чувашской Республики.
При указанных обстоятельствах главой Ибресинского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий подписано и обнародовано вышеуказанное Положение, то есть в порядке, установленном Уставом Ибресинского района Чувашской Республики.
Таким образом, утверждения заявителя о том, что глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петров А.И. подписал и обнародовал Положение "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты" незаконно являются необоснованными.
Из копии протокола заседания комиссии по установлению ежемесячной доплаты к государственной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что указанной комиссией принято решение о включении Брагину В.И. в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет периоды работы "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Комиссией указанным решением рекомендовано "данные изъяты" произвести перерасчет, выплату ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из материалов дела следует, что данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании действий главы Ибресинского района Чувашской Республики по назначению и выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим незаконным и возложении обязанности восстановить нарушенные пенсионные права, постановлено отказать. Данное решение вступило в законную силу 29 сентября 2009 года.
Пунктом 6.8. Положения предусмотрено, что при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается администрацией Ибресинского района. Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с абзацем первым настоящего Положения производится на основании справки о новом размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Утверждения заявителя о незаконности пункта 6.8. вышеуказанного Положения и о том, что глава администрации района имеет неограниченные полномочия по произвольному пересмотру размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, являются необоснованными по следующим основаниям.
Из копии личного дела заявителя следует, что ДД.ММ.ГГГГ Брагин В.И. обратился в администрацию Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель к указанному заявлению приложил справку о размере трудовой пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Копией распоряжения главы Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что "данные изъяты" было поручено произвести перерасчет пенсии за выслугу лет пенсионерам с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе Брагину В.И. в связи с непредставлением справки с "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек ежемесячно.
Из копии распоряжения главы Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что "данные изъяты" было поручено произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Брагину В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Из копии письма администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за N следует, что указанной администрацией в соответствии Положением предложено Брагину В.И. представить в указанный орган справку о размере пенсии по старости (инвалидности) с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Поскольку трудовая пенсия складывается из базовой, страховой и накопительной частей, изменение размера базовой и страховой части трудовой пенсии приводит к изменению в целом размера трудовой пенсии (ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Следовательно п. 6.8. Положения не противоречит Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закону Чувашской Республики от 30 мая 2003 года N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики" и принятым во исполнение этих законов Правилам. При указанных обстоятельствах утверждения заявителя о том, что п. 6.8. Положения противоречат статьями 136 и 140 Бюджетного кодекса РФ также являются несостоятельными.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2012 года в удовлетворении заявления Брагина В.И. о признании недействующим со дня принятия и не подлежащим применению пункта 6.8. Положения "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты", принятого "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N и "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 27 июня 2012 года в удовлетворении апелляционной жалобы Брагина В.И. на решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 12 мая 2012 года постановлено оставить без удовлетворения. Соответственно решение суда от 12 мая 2012 года вступило в законную силу 27 июня 2012 года.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением (от 12 мая 2012 года) по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела.
Таким образом, утверждения заявителя о незаконности пункта 6.8. вышеуказанного Положения являются необоснованными.
Суд, оценивая утверждения заявителя о том, что с 2006 года глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Петров А.И. необоснованно и произвольно пересматривает размеры пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация района незаконно уменьшила размер его пенсии за выслугу лет до "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер недовыплаченной указанной пенсии составляет в размере ДД.ММ.ГГГГ рубль, о нарушении должностным лицом требований Федерального закона от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также о незаконности действий главы администрации района, связанных с истребованием с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение сведений о размере трудовой пенсии гражданина после каждой индексации трудовой пенсии по старости для перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, находит их необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1.3. указанного Положения, пенсия за выслугу лет муниципальному служащему - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Положением, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
В соответствии с п. 2.2. Положения пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с 1 января 2009 года с учетом положений статей 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).
В случае если среднемесячный заработок, из которого производится перерасчет размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2009 года, не превышает 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета, перерасчет производится из среднемесячного заработка, увеличенного на коэффициент 1,22. При этом размер увеличенного среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада, применяемого на момент перерасчета.
В случае если общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (инвалидности) при перерасчете в соответствии с настоящей статьей уменьшается по сравнению с установленной ранее, она выплачивается в прежнем размере впредь до возникновения права на получение пенсии за выслугу лет в большем размере в соответствии со статьями 14, 21, 22 и 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) вследствие увеличения или индексации в установленном порядке.
Согласно ст. 6 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики" гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 8 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 8 указанного Закона Чувашской Республики размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев гражданской службы Чувашской Республики, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада, установленного гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Требования указанного характера, касающиеся назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет также изложены в пунктах 3.1., 5.1. и 5.2. Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядке ее назначения, перерасчета и выплаты.
В силу ст.ст. 11 и 12 Закона Чувашской Республики от 30 мая 2003 года N 16 "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Чувашской Республики" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии за выслугу лет производится органом, определяемым Кабинетом Министров Чувашской Республики, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания гражданских служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 6 и 8 настоящего Закона, в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно п.п. 27 и 29 Правил обращения за пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Чувашской Республики, ее назначения и выплаты, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2004 года N 9 перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в случаях:
а) увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы;
б) замещения должности гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом;
в) изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности;
г) централизованного повышения денежного содержания гражданских служащих.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктом "в" пункта 27 настоящих Правил производится на основании справки о новом размере пенсии, выданной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в соответствии с подпунктами "а", "б" и "г" пункта 27 настоящих Правил осуществляется на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики об изменении размера пенсии за выслугу лет, форма которого предусмотрена приложением N 7 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 6.1., 6.4.-6.9. Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядка ее назначения, перерасчета и выплаты, муниципальный служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет со всеми необходимыми документами на имя председателя Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии в администрацию муниципального района по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Комиссия в месячный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет, оформленное по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
Решение Комиссии о назначении пенсии за выслугу лет со всеми прилагаемыми к заявлению муниципального служащего документами в пятидневный срок со дня его принятия направляется в администрацию Ибресинского района, которая в десятидневный срок со дня получения документов определяет размер пенсии за выслугу лет и оформляет соответствующее решение по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
Пенсия за выслугу лет назначается пожизненно.
Выплата пенсии за выслугу производится через администрацию Ибресинского района за счет средств местного бюджета путем перечисления во вклады на лицевые счета получателей через отделения Сберегательного банка по месту жительства.
При изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера трудовой пенсии по старости (инвалидности), размер пенсии за выслугу лет пересчитывается администрацией Ибресинского района.
Пенсия за выслугу лет индексируется при централизованном повышении денежного содержания муниципальных служащих с учетом Положений, предусмотренных пунктами 3.1. и 5.2. настоящего Положения в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Таким образом, орган местного самоуправления, самостоятельно регулируя пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, осуществило это регулирование с соблюдением Конституции Российской Федерации и с учетом положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, правовой статус гражданских служащих, элементом которого является право на государственное пенсионное обеспечение, в равной степени принадлежащее как федеральным гражданским служащим, так и гражданским служащим субъектов Российской Федерации, а также гарантии для муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения.
В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств, лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Указанная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к правовому регулированию дополнительных пенсионных выплат, установленных муниципальным служащим.
Что касается уменьшения размера выплат в связи с изменением правового регулирования, суд приходит к выводу, что такое нормативное регулирование не может рассматриваться как снижающая уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения, как это утверждается заявителем. Пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии.
Между тем, из доказательств по делу следует, что ДД.ММ.ГГГГ Брагин В.И. обратился в администрацию Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о перерасчете размера пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель к указанному заявлению приложил справку о размере трудовой пенсии по старости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Копией распоряжения главы Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что "данные изъяты" произведен перерасчет пенсии за выслугу лет пенсионерам с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО2 в связи с непредставлением справки с "данные изъяты" в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек ежемесячно.
Из копии распоряжения главы Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что "данные изъяты" произведен перерасчет пенсии за выслугу лет Брагину В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Из копий писем администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за N и от ДД.ММ.ГГГГ за N следует, что указанной администрацией в соответствии Положением предложено Брагину В.И. представить в указанный орган справки о размере пенсии по старости (инвалидности) с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ для перерасчета пенсии за выслугу лет.
Из копий платежных документов по выплате пенсии за выслугу лет муниципальному служащему Брагину В.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанная пенсия заявителю выплачивалась в соответствии с вышеуказанным Положением, в том числе с учетом его заявления о перерасчете размера пенсии за выслугу лет, а также в связи с непредставлением справки с "данные изъяты" в администрацию Ибресинского района Чувашской Республики. Из вышеуказанных материалов дела следует, что администрацией района заявителю ( ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) было предложено представить справки о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) для перерасчета его размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. В связи с не представлением им справок с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, перерасчет пенсии за выслугу лет муниципальным служащим производился в соответствии с его личным делом и копиями платежных документов по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
Материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что администрацией района вопреки воли заявителя с "данные изъяты" были истребованы справки о размере его трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Утверждения заявителя о том, что администрация Ибресинского района Чувашской Республики при выплате пенсии за выслугу лет не применила коэффициент индексации, находит необоснованными по следующим основаниям.
В целях реализации пункта 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением от 26 января 2011 года N 21 утвердил коэффициент индексации с 1 февраля 2011 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ибресинского района Чувашской Республики в адрес Брагина В.И. направлено письмо о представлении им в администрацию района справки о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) из "данные изъяты" для перерасчета пенсии за выслугу лет в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
В целях реализации пункта 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации Постановлением от 25 января 2012 года N 4 утвердил коэффициент индексации с 1 февраля 2012 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,07.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанным должностным лицом в адрес Брагина В.И. направлено письмо о представлении им в администрацию района справки о размере трудовой пенсии по старости (инвалидности) из "данные изъяты" для перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
Таким образом, администрацией Ибресинского района Чувашской Республики перерасчет пенсии за выслугу лет Брагину В.И. произведен в соответствии с пунктами 6.1., 6.4.-6.9. Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядка ее назначения, перерасчета и выплаты. Размер пенсии Брагина В.И. за выслугу лет администрацией уменьшался в связи с изменением правового регулирования в соответствии с вышеуказанным Положением. Поэтому такое нормативное регулирование не может рассматриваться как снижающая уровень конституционных гарантий заявителя в области пенсионного обеспечения, поскольку пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, является по своей сути доплатой к трудовой пенсии. Из исследованных судом доказательств следует, что при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности размер пенсии за выслугу лет Брагина В.И. пересчитывался и индексировался в соответствии с пунктами 6.8. и 6.9. Положения.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявление Брагина В.И. о признании вышеуказанных действий должностного лица незаконными является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку действиями главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики не нарушены права и свободы Брагина В.И., не созданы препятствия к осуществлению указанным гражданином его прав и свобод и на заявителя не возложена какая-либо незаконная обязанность.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Брагина ФИО7 о признании незаконными действий главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики по подписанию и обнародованию муниципального правового акта - Положения "Об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим Ибресинского района Чувашской Республики, порядок ее назначения, перерасчета и выплаты", принятого "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ N и опубликованного в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ, по пересмотру размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в сторону уменьшения, по перерасчету размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим с ДД.ММ.ГГГГ в нарушение Федерального закона от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", связанных с истребованием с органа, осуществляющего пенсионное обеспечение сведений о размере трудовой пенсии гражданина после каждой индексации трудовой пенсии по старости для перерасчета размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Николаев
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.