Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием истца Цыганова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганова С.Н. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии об обязании назначить трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Цыганов С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Республики, в котором в уточненном иске просит обязать назначить вторую трудовую пенсию по нормам Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в соответствии с нормами Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ.
Уточненные исковые требования мотивированы тем, что он в период с 13 мая по ДД.ММ.ГГГГ был призван "данные изъяты" на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне отчуждения. Являясь получателем пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявлением об установлении второй пенсии по старости по нормам п.п. 1 п.3 ст.3 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 лет при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Однако Управлением Пенсионного фонда РФ в "адрес" - Чувашии в назначении второй пенсии было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку его трудовой стаж составляет 12 лет 4 месяца 23 дня, а норма о 20 годах стажа, предусмотренного ст.30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС", со ссылкой на которую ему было отказано в назначении второй пенсии, законом РФ "О внесении изменений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 112-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ отменена. Просит установить ему вторую пенсию по старости по нормам Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской федерации" в соответствии с нормами Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Цыганов С.Н. поддержал свои исковые требования по изложенным в нем основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в "адрес", извещенный надлежащим образом, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что согласно п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ, инвалидам вследствие военной травмы : мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Истец на момент обращения за второй пенсией достиг лишь 50 лет, продолжительность его страхового стажа составляет 12 лет 4 месяца 23 дня. Возможность установления пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения распространяется лишь на граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 ФЗ " о трудовых пенсиях", тогда как истец относится к категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотренных п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Указал, что одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ"О государственном пенсионном обеспечении в РФ" не допускается.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, материалы пенсионного дела Цыганова С.Н., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным впунктах 1 и2 части первой статьи 13 Закона, гарантируются:
1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральнымзаконом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральнымзаконом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
На основании п.2 ч.1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
-граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
-военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
-граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
-граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Судом установлено, что Цыганов С.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на спецсборах по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и является инвалидом в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на ЧАЭС (л.д.7), в связи с чем относится к категории лиц, указанных в п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" и является получателем пенсии по инвалидности, предусмотренной п.п.1 п.2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ в размере 175 процентов размера социальной пенсии, указанного в п.п.1 п.1 ст.18 данного Федерального закона.
ДД.ММ.ГГГГ Цыганов С.Н. по достижении возраста 50 лет обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" с заявлением об установлении второй пенсии по старости.
Решением УПФ в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в установлении второй пенсии по старости Цыганову С.Н. отказано на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Истец считает решение Пенсионного органа незаконным, полагая, что он имеет право на назначение второй пенсии по старости, поскольку является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет страховой стаж 12 лет 4 месяца 23 дня при требуемом стаже в 5 лет и достиг возраста 50 лет.
На основании п.2 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется в том числе гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1пункта 2 (с применениемпункта 3 ипункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.
Из логической структуры изложеннойнормы следует, что право на одновременное получение двух пенсий возникает у лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, при условии установления им пенсии, предусмотреннойпп. 1 п. 2 ст. 15 Федерального закона N 166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ
Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.2 ст.14 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п.3 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российский Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Судом установлено, что истцу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения за назначением второй пенсии, исполнилось 50 лет, его страховой стаж составляет 12 лет 4 месяца 23 дня, соответственно, право на трудовую пенсию по старости в силу приведенных выше положений закона у истца, отсутствует.
Истец Цыганов С.Н., оспаривая незаконность отказа в назначении второй пенсии, ссылается на п.п.2 п.2 ст.10 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно п.п.2 п.1 ст.10 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусмотрено назначение пенсии гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
На основании п.п. 2 п.2 ст.10 указанного Закона, пенсия по старости назначается гражданам, указанным вподпункте 2 пункта 1 данной статьи по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Данными правовыми нормами предусмотрено назначение пенсии либо по инвалидности, либо по старости по выбору, поскольку п.п.3 п.2 ст.10 указанного Закона указывает на то, что пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным вподпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотреннуюподпунктом 1 илиподпунктом 2 пункта 2 этой статьи.
Таким образом, одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральнымзаконом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.
В соответствии с ч.1 ст.30 ФЗ от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС" гражданам, указанным впункте 3 части первой статьи 13 данного закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленногостатьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Как указывалось выше, Цыганов С.Н. относится к категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в п.2 ч.1 ст.13 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-I, в связи с чем на него уменьшение пенсионного возраста не распространяется.
Таким образом, проанализировав приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать, поскольку одновременное получение пенсии по инвалидности и пенсии по старости, предусмотренных Федеральнымзаконом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Цыганова С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" об обязании назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Калининский районный суд "адрес" в месячный срок со дня составления решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Мартьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.