Решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 05 марта 2012 г.
(Извлечение)
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В, при секретаре Антоновой О.Г., с участием истца Воропаевой Л.А., ее представителя Комиссарова А.Ю., представителя ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Ивановой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воропаевой Л.А. к администрации "адрес" об обязании включить в очередь на улучшение жилищных условий как сироту,
УСТАНОВИЛ:
Воропаева Л.А. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" после неоднократных уточнений исковых требований в окончательном варианте об обязании включить в очередь на улучшение жилищных условий как сироту с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что в "данные изъяты" году окончила "данные изъяты", имеет статус сироты. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о включении в очередь на улучшение жилищных условий и была включена в очередь "Малоимущие". На неоднократные обращения о включении в очередь как сироту, поступали отрицательные ответы со ссылкой на то, что постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N за ней закреплено право проживания в "адрес", которое до настоящего времени не отменено, однако в связи с пожаром в доме Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N за ней также закреплено право проживания в комнате N в "адрес". Истец считает данный отказ в постановке ее на учет на улучшение жилищных условий как сироте неправомерным, нарушающим ст. 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с п.1 постановления администрации "адрес" "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади на человека. В жилом "адрес" ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и в нем жить невозможно. В связи с чем за истцом закреплено право проживания в "адрес" общей площадью 23,4 кв.м., жилой - 15,5 кв.м. В данный момент в данном жилом помещении кроме истца зарегистрированы и проживают: ее мать А., "данные изъяты", брат В.С. и брат В., т.е. 4 человека.
В судебном заседании истец Воропаева Л.а. и ее представитель Комиссаров А.Ю. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям и вновь привели их суду. Добавив, что, несмотря на то, что за истцом закреплено жилое помещение, но количество жилой площади приходящейся на каждого из проживающих меньше учетной площади -14,5 кв.м.
Представитель ответчика администрации Калининского района г. Чебоксары Иванова Н.М. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N за истцом закреплено право проживания в "адрес", которое до настоящего времени не отменено, однако в связи с пожаром в доме Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N за ней также закреплено право проживания в комнате N в "адрес". Следовательно, на администрацию "адрес" не может быть возложена обязанность по постановке Воропаевой Л.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как сироты и обеспечения ее жилым помещением во внеочередном порядке.
Третье лицо - администрация г. Чебоксары, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в деле не выделило, представлено заявление о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении иска просят отказать.
Третьи лица Воропаев В.А., Александрова Г.Ф., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ранее в судебном заседании исковые требования поддержали, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.
Третьи лица Воропаев С.А., Александров А.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, решен вопрос о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии сч. 1. ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленныхчастью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласност. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии сч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, регулируется Федеральнымзаконом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями от 08.02.1998, 07.08.2000, 08.04.2002, 10.01.2003 и 22.08.2004).
В соответствии сч. 1 ст. 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данным законом определено, что указанная категория граждан обеспечивается органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принятЗакон Чувашской Республики N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" (с изменениями от 12 апреля, 25 ноября 2005 года).Пунктом 10 ст. 6 названного Закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
17 октября 2005 года принят Закон Чувашской Республики N 42 "О регулировании жилищных отношений".
В соответствии счастью 1 п. 2 ст. 11 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к иной категории граждан, определенной ч.3 ст.49 ЖК РФ имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Также определено, что такие граждане обеспечиваются жильем по договорам социального найма жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Чувашской Республики. Согласно части 3 данной статьи полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных частью 1 данной статьи, является государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Истец Воропаева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус сироты и в настоящее время обучается на 2-м курсе дневного отделения "данные изъяты"" (л.д.6,7, 100).
Матерью Воропаевой Л.А. является А., "данные изъяты", отец В.А. умер(л.д.7).
На основании Постановления главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N малолетнюю Воропаеву Л.А. определили в РГОУ "данные изъяты"", где она обучалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном гос. обеспечении(л.д.6,7).
Указанным выше постановлением за Воропаевой Л.А. закреплено право проживания в "адрес" жилой площадью 17,2 кв.м. 1957 года постройки, износ дома составляет 57% согласно данным тех. Паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ(л.д.45-60).
ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" произошел пожар, что подтверждается справкой зам. начальника ОНД "адрес" УНД ГУ МЧС России по ЧР, нарядом на службу(л.д.68,69).
На основании справки Пожарной части N ГПС МЧС РФ ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N и заявления А. глава администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ вынес постановление N о предоставлении А. на состав семьи 5 человек, в том числе Воропаеву Л.А., комнаты N жилой площадью 15,5 кв.м. в "адрес", что также подтверждается копией ордера N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43).
Извещением от ДД.ММ.ГГГГ N администрация "адрес" уведомила Воропаеву Л.А. о принятии в очередь "Малоимущие" с ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nж-2009 на обращение Воропаевой Л.А. о неправомерных действиях отдела учета и распределения жилья администрации "адрес" следует, что согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ Воропаевой Л.А. отказано в постановке на учет на внеочередное предоставление жилого помещения как сироте ввиду того, что за ней закреплено право проживания в "адрес" и в связи с произошедшим в доме пожаром, право проживания в "адрес"(л.д.9).
Аналогичный вывод следует из письма администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N/В-559 в адрес В.(л.д.10).
Постановлением администрации "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления" с ДД.ММ.ГГГГ по "адрес" Республики учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 14,5 кв. м. общей площади жилья на человека.
Согласно данным поквартирной карточки, карточек регистрации, выписки из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", и объяснениям истца и 3-х лиц, зарегистрированы и проживают А. с ДД.ММ.ГГГГ, В.С. с ДД.ММ.ГГГГ, В. с ДД.ММ.ГГГГ, Воропаева Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.28-34).
На каждого из проживающих в "адрес".15 по "адрес" приходится менее 14.5 кв.м, т.е. истец Воропаева Л.А. нуждается в улучшении жилищных условий.
Извещением от ДД.ММ.ГГГГ N администрация "адрес" уведомила Воропаеву Л.А. о принятии в очередь "Малоимущие" с ДД.ММ.ГГГГ(л.д.5).
При наличии жилой площади менее учетной нормы, признании малоимущим, Воропаева Л.А., имеющая статус сироты, должна быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для внеочередного предоставления жилого помещения согласно ст. 57 ч.2 п.2 ЖК РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что Воропаева Л.А. имеет закрепленное жилое помещение и не может быть в связи с этим поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для внеочередного предоставления жилого помещения, правового значения при разрешении данного спора не имеют.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 07.06.2011г. N746-0-0 "данные изъяты"",пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве счастью 1 данной статьи, а такжечастью 2 статьи 49,статьей 51,пунктами 1 и3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемомпункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
На основании вышеизложенного, исковые требования об обязании администрацию "адрес" принять Воропаеву Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющую статус сироты, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для внеочередного предоставления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ-момента первоначального обращения, законны и обоснованны, подлежат удовлетворению, так как истец нуждается в улучшении жилищных условий, относится к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения по п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Калининского района г.Чебоксары принять Воропаеву Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющую статус сироты, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для внеочередного предоставления жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок с момента составления мотивированного решения суда через Калининский районный суд "адрес". Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В.Мартьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.