Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мартьяновой А.В., при секретаре судебного заседания Антоновой О.Г., с участием ответчика Никитиной С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии к Никитиной С.Л. о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в "адрес" Республики - Чувашии (далее УПФ в "адрес") обратилось в суд с исковым заявлением к Никитиной С.Л. о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в размере "данные изъяты".
Исковые требования мотивированы тем, что Никитина С.Л., являвшаяся индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и п.5 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", обязана был один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Управление Пенсионного фонда РФ по месту регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Данные сведения за 2010 год ответчиком представлены ДД.ММ.ГГГГ, за что решением заместителя начальника управления от ДД.ММ.ГГГГ N привлечена к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с применением финансовых санкций в размере "данные изъяты". Копия решения направлена ответчику ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес направлено требование об уплате финансовых санкций, однако, до настоящего времени сумма финансовых санкций не уплачена.
Представитель истца УПФ в "адрес" в судебное заседание не явился, имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, с указанием на то, что исковые требования Управление поддерживает в полном объеме и согласии на рассмотрение дела в порядке заочного производства в случае неявки ответчика.
Ответчик Никитина С.Л. в судебном заседании пояснила, что являлась индивидуальным предпринимателем, однако предпринимательской деятельностью не занималась. Просила не применять к ней штрафные санкции, поскольку находится в тяжелом материальном положении, ей исполнилось 80 лет, она является ветераном ВОВ, "данные изъяты", доход от предпринимательской деятельности не получала.
Выслушав объяснение истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Положениямиподп. 2 пункта 1 статьи 6 Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), подп. 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В силу абз. 3ст. 1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральнымзаконом от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, Никитина С.Л. являлась индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-5).
На основании п.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и п.5 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Документами, необходимыми для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, являются документы формы СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2), АДВ-6-3, АДВ-6-2.
Пункт 5 ст.11 Закона N 27-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" с ДД.ММ.ГГГГ утратил силу в связи с принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 379-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", однако прежняя редакция закона, действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений, обязывала физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации один раз в год, но не позднее 1 марта, следующего за истекшим календарным годом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании ч.1 ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым применить положения п.5 ст.11 Закона N 27-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно общему правилу новый закон применяется лишь к отношениям, возникшим после введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеет.
Судом установлено, что в нарушение установленных п.5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ требований ИП Никитиной С.Л. сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2010 год представлены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в прежней редакции, а также в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Никитина С.Л. была вызвана в УПФ РФ в "адрес" за получением акта камеральной поверки (л.д.10).
Учитывая, что предусмотренные законом сведения по сроку представления не позднее ДД.ММ.ГГГГ были представлены ответчиком только ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда РФ в "адрес" ЧР составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N, которым предложено привлечь ИП Никитину С.Л. к ответственности, предусмотренной "данные изъяты" Закона N 27-ФЗ, установив финансовые санкции в виде взыскания суммы в размере "данные изъяты"., составляющей 10 процентов причитающихся за 2010 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (л.д.6-7).
Указанный акт ДД.ММ.ГГГГ направлен Никитиной С.Л. по почте, т.к. она не явилась за получением акта камеральной проверки, хотя надлежащим образом была уведомлена, что подтверждается уведомлением о вызове плательщика страховых взносов, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Решением заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ N Никитина С.Л. привлечена к ответственности, предусмотренной "данные изъяты" ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за несвоевременное представление плательщиком сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-6- ДД.ММ.ГГГГ год, в виде финансовой санкции в размере "данные изъяты" (л.д.10-11).
Согласно реестру на отправленную корреспонденцию решение направлено Никитиной С.Л. ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате суммы финансовых санкций в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д15), которое ответчиком в добровольном порядке не исполнено (л.д.14).
Таким образом, представленные суду доказательства подтверждают, что Никитина СЛ., являясь индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представила сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушила требования п.5 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о необходимости представления за 2010 год сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратного суду не представлено.
Как указывалось ч. 3 ст.17 закона N ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом ответственность за нарушение указанных требований закона направлена на обеспечение исполнения обязанности по предоставлению в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которая в случае с физическим лицом при прекращении статуса индивидуального предпринимателя не прекращается.
Согласно сведениям о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже формы СЗВ-6-1, индивидуальному предпринимателю Никитиной С.Л. за 2010 год начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере "данные изъяты" руб. (л.д.9).
Поскольку общая сумма страховых взносов, подлежащих уплате в 2010 году ответчиком, составила "данные изъяты" руб., с ответчика подлежит взысканию сумма штрафных санкций в размере "данные изъяты"), в связи с чем суд считает, что Управлением Пенсионного фонда РФ в "адрес" - Чувашии Никитина С.Л. правомерно привлечена к ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" ( в ред. закона от ДД.ММ.ГГГГ), в размере "данные изъяты".
Согласно ст.112 Налогового Кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3)иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основанииНК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, в частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьейглавы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместномПостановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 41/9 разъяснили, что, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормойглавы 16 Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, а также учитывая нахождение ответчика в тяжелом материальном положении, его возраст (80 лет), "данные изъяты", а также то, что Никитина С.Л. является ветераном ВОВ, фактически предпринимательской деятельностью не занимается, суд полагает возможным применить приведенные выше положения закона и снизить размер применяемых к ней штрафных санкций, установленных п "данные изъяты" ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ, до 10 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Взыскать с Никитиной С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. "адрес" Чувашской Республики, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: Чувашская Республика, "адрес"32, в пользу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии на счет УФК МФ РФ по ЧР (Отделение ПФР по Чувашской Республике - Чувашии) N в ГРКЦ НБ ЧР, ИНН 2126002352, КПП 213001001, ОКАТО 97401000000: сумму финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере "данные изъяты" руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд "адрес" в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Мартьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.