Решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 02 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Башкирова И.Н., рассмотрев жалобу Евдокимова В.В. на постановление начальника ОГИДД УМЦИ РФ по г. Чебоксары "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением начальника ОГИДД УМЦИ РФ по г. Чебоксары "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Евдокимов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты"
Не согласившись с данным постановлением, Евдокимов В.В. обратился с жалобой об отмене постановления, считая его необоснованным, "данные изъяты" допустил перевозку опасного груза, "данные изъяты" баллона кислорода на автомашине "данные изъяты" принадлежащей на праве собственности ФИО4, без сопровождающего лица, тогда как согласно правилам перевозки опасных грузов и ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка " кислород не является особо опасным грузом, следовательно, сопровождение иным лицом, кроме водителя при перевозке баллонов с кислородом не требовалось. Кроме того, его действия в постановлении об административном правонарушении были неправильно квалифицированы по ч.1 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В судебном заседании Евдокимов В.В. и его представитель Иванов С.В. жалобу поддержали в полном объеме и просили ее удовлетворить по основаниям изложенным в ней.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26. 2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производстве по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из протокола "данные изъяты" об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим госинспектором ОГИБДД УМВД России по г. Чебоксары ЧР ФИО6 следует, что ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" возле "данные изъяты" Евдокимов В.В. "данные изъяты", перевозил опасный груз - кислород в количестве "данные изъяты" ОАО " "данные изъяты"" в ООО " "данные изъяты"". По пути на базу ООО " "данные изъяты"" Евдокимов В.В. вышел на остановке "данные изъяты", после чего водитель ФИО7 один без сопровождающего лица перевозил опасный груз без сопровождающего лица. Тем самым Евдокимов В.В., "данные изъяты", допустил перевозку опасного груза без сопровождающего лица.
Постановлением начальника ОГИДД УМЦИ РФ по "адрес" "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ Евдокимов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере "данные изъяты"
В силу ст. 12.21.2 ч. 1 КоАП РФ, перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, -
от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, диспозиция ст. 12.21.2 ч.1 Ко АП РФ имеет отсылочный характер, не устанавливает конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влекут административную ответственность, а отсылает к Правила перевозки опасных грузов.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при соблюдении правил перевозки опасных грузов. Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, которые были разработаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 "О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом".
Пункт 1.1 указанных Правил гласит, что они устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
Анализируя данные нормы права, суд приходит к выводу, что объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных частью 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, выражается в:
перевозке опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, разрешения на перевозку, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов;
перевозке опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов;
несоблюдении условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.
Согласно п.5.1.9. Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. N 73, водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой "Перевозка ОГ"; путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и Приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного груза по списку ООН;
свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (Приложение 7.12); аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5); товарно-транспортную накладную;
адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.
В соответствии с п.2.6.2 раздела 2.6 Правил выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях: при перевозке "особо опасных грузов";
при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.);
при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.
В соответствии с Приложением 7.3 Правил, а также ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" жидкий кислород относится к опасному грузу и имеет 2 класс характера и степени опасности, в перечень групп "Особо опасных грузов" не входит. Следовательно, при его перевозке не требуется обязательное сопровождение иным лицом, кроме водителя.
Согласно сообщения Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения кислород не относиться к особо опасным грузам.
В соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" кислород относится ко 2-му классу опасных грузов - "газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением", подкласс 2.1 - "невоспламеняющиеся газы".
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 за N 76 Российская Федерация присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (далее - ДОПОГ). Кислород сжатый и сжиженный относится ко 2 классу опасности, имеет знаки опасности 2.2 и 5.7 (по ДОПОГ) и является не воспламеняющимся, нетоксичным, но окисляющим веществом.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные ст. 12.21.2 КоАП РФ выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. 23.1 - 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД).
Перечень групп "особо опасных грузов" в Приказе Минтранса РФ от 08.08.1995 г. N 73 "Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (далее Правила) носит обобщенный характер, без указания четких идентификационных признаков веществ, позволяющих соотнести их с указанным перечнем, что не позволяет однозначно отнести кислород к данной категории. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30.09.1957 г. также не содержит классификации грузов на опасные и особо опасные, требование об их сопровождения при перевозке. Кроме того, в данном случае ДОПОГ не применим, так как распространяется только на международные перевозки грузов. В соответствии с "данные изъяты" Правил обязательным является сопровождение только колонны транспортных средств, перевозящих "особо опасные грузы". В рассматриваемом случае перевозка кислорода по маршруту ОАО " "данные изъяты" - ООО "данные изъяты" производилась одним автомобилем.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 1.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 73, установлено, что действия Правил не распространяются на перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.
Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).
Протоколом A к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), заключенному в г. Женеве 30.09.1957, установлено, что положения ДОПОГ не применяются к опасным грузам, упакованным в ограниченных количествах. Россия присоединилась к Соглашению (Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 76).
Таблицей п. 1.1.3.6.3 ДОПОГ установлено, что пропан относится ко второй транспортной категории группы F класса 2 опасных веществ, кислород - к третьей транспортной категории группы O класса 2.
При этом согласно п. 1.1.3.6.3 ДОПОГ, если в одной и той же транспортной единице перевозятся опасные грузы, относящиеся к разным транспортным категориям, то сумма количества вещества транспортной категории 2, помноженного на 3, и количества вещества транспортной категории 3, помноженного на 1, не должна превышать максимальное общее количество вещества на транспортную единицу "1 000". При этом максимальное общее количество на транспортную единицу для сжатых газов определяется в номинальной вместимости сосудов в литрах.
Следует отметить, что в протоколе об административном правонарушении и иных процессуальных документах, составленных инспектором ДПС ГИБДД, не указан объем баллонов со сжатым газом, перевозимых "данные изъяты"
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлено его вина.
Таким образом, с учетом изложенного суд приходит к выводу, что в действиях Евдокимова В.В. вмененного состава административного правонарушения, а именно признаков объективной стороны правонарушения, охватываемого ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, не имеется.
Суд приходит к выводу, что действиями Евдокимова В.В. пункт 23.5 Правил дорожного движения также не нарушался.
Кроме того, постановление начальника ОГИДД УМЦИ РФ по г. Чебоксары "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ содержат неправильную квалификацию совершенного Евдокимовым В.В. правонарушения - ч.1 ст. 12.21.1 предусматривающую административную ответственность за перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения.
Перевозимые баллоны с кислородом не относятся к крупногабаритным грузам.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В данном случае административным органом допущены процессуальные нарушения порядка привлечения к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении составлен несвоевременно, т.е. по истечении 1 месяца со дня обнаружения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 30. 7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. В связи с этим постановление о привлечении Евдокимова В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ подлежит в данном случае отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление начальника ОГИДД УМЦИ РФ по г. Чебоксары "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Евдокимова В.В., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Евдокимова В.В. прекратить.
Судья Башкирова И.Н.
Мотивированное решение изготовлено 02 мая 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.