Решение Калининского районного суда г. Чебоксары от 25 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Алексеев Д.В., рассмотрев жалобу Михайлова В.В. - защитника должностного лица Павлова А.Л., N года рождения, уроженца "адрес" зарегистрированного по адресу: "адрес" директора МБУ N
на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N от 29 марта 2012 года государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Чебоксары директор МБУ N Павлов А.Л. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере N рублей.
Из постановления следует, что Павлов А.Л., являясь директором МБУ " N, нарушил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93: N выявлено, что он допустил формирование снежного вала высотой "адрес" метра в зоне треугольника видимости при выезде со дворовой территории на "адрес".
В поданной жалобе защитник Павлова А.Л. Михайлов В.В. просит отменить постановление, указывая, что зимнее содержание городских дорог г.Чебоксары осуществляется согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также "Регламента зимнего содержания площадей, магистралей, улиц, проездов и тротуаров г.Чебоксары", утвержденного заместителем главы администрации г.Чебоксары и согласованного с УГИБДД МВД по ЧР 29 января 2008 года. После окончания снегопада проезжая часть городских дорог, в том числе и на "адрес", была очищена от снега в течение N часов, а нарушения пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93 в данном случае не имеется, состав правонарушения отсутствует.
В судебном заседании защитник Павлова А.Л, Михайлов В.В. действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Пояснил, что МБУ N осуществляет функции заказчика по содержанию городских дорог, при этом, согласно распоряжению Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N N в пользование МБУ N переданы объекты внешнего благоустройства, в том числе и дорога по "адрес", но не дворовые территории по "адрес". В зимний период времени управляющие компании, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, выносят снег со дворов к выездам на улицы для последующей уборки городскими службами, несмотря на свою обязанность самостоятельно вывозить снег, из-за чего происходит скопление снега на выездах с дворовых территорий.
Представитель Управления МВД по г.Чебоксары в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на жалобу указал, что согласно п. 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93 формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости. Согласно СНиП 2.05.02-85, на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м. и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м. от поверхности проезжей части. ДД.ММ.ГГГГ в N. напротив "адрес" выявлено наличие снежного вала в зоне треугольника видимости на пересечении автомобильных дорог, превышающих предельно допустимые нормы, установленные нормативными документами. Должностным лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети города, нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения на отдельном участке "адрес" Приведенные доводы жалобы о нормативах по очистке снега считал не относящимися к пункту 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 12.34 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утвержденных совместно с Правилами дорожного движения Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N1090), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
По ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (статья 12 закона).
С учетом указанных правовых норм субъектом ответственности по статье 12.34 КоАП РФ может быть как должностное лицо, ответственное за состояние дорог, так и юридическое лицо независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять реконструкцию, строительство, ремонт и содержание дорог.
Распоряжением Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N в пользование МБУ " N на срок N лет переданы объекты внешнего благоустройства, в том числе и дорога по "адрес".
В соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик ОАО N принял на себя обязательства по текущему содержанию городских дорог, в том числе по обеспечению качественного выполнения порученных работ в соответствии с действующим законодательством, правилами и нормами.
Заказчик - МБУ N обязался осуществлять контроль и технический надзор в соответствии с условиями контракта и требованиями нормативных документов.
С учетом этого руководитель МБУ N обязан, применительно к рассматриваемому составу правонарушения, исполнять публично-правовые обязанности как должностное лицо и нести ответственность в случае их неисполнения.
Однако суд не усматривает в действиях директора МБУ "адрес" Павлова А.Л. состава административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ изложено, что Павлов А.Л., являясь директором МБУ " N, в ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ нарушил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597-93, то есть допустил формирование снежного вала высотой N в зоне треугольника видимости при выезде со дворовой территории на "адрес".
Из копии акта обследования дорожных условий следует, что при выезде со дворовой территории дома "адрес" "адрес" имелся снежный вал размерами: высота "адрес" ширина "адрес" ограничивавший обзор при выезде со дворовой территории.
Государственным стандартом "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 50597-93" (утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N221), установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
В соответствии с пунктами 3.1.7, 3.1.8 ГОСТа Р 50597-93, снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
Формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Согласно п. 3.3.1 указанного ГОСТа, на пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 5.11 и таблицей 10 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне должна быть обеспечена видимость пересекающего или примыкающего направления. Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.
Положения Регламента зимнего содержания площадей, магистралей, улиц, проездов и тротуаров "адрес" (утвержденного первым заместителем главы администрации г.Чебоксары по вопросам ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с начальником Управления ГИБДД МВД по ЧР и начальником МУП " N предусматривают обязанности городских дорожно-эксплуатационных хозяйств по уборке проезжей части, тротуаров, пешеходных дорожек и посадочных площадок на остановках общественного транспорта на магистральных и второстепенных улицах.
Данный Регламент тоже предусматривает этап снегоуборочных работ по формированию снежных валов и запрет на их формирование на пересечениях улиц в одном уровне.
Регламентом предусмотрены также работы по перемещению снега на второстепенных дорогах с проезжей части на обочины, а затем, в течение N часов после окончания снегопада - на откосы насыпи, либо, при невозможности выполнения, погрузке в самосвалы и вывозу.
На фотоснимках, приложенных к материалам дела, зафиксирован участок дороги на городской улице, с изображением выезда с дворовой территории.
Однако из фотоснимков не усматривается наличие именно снежного вала на пересечении дорог.
Снежными валами, согласно вышеприведенным правилам, является определенным образом сформированный убранный с проезжей части снег, находящийся на разделительной полосе или в лотках дороги.
Именно таких снежных образований на фотоснимках не зафиксировано. Запечатлено наличие снежного сугроба на обочине пересечения улицы и выезда с дворовой территории, который не может считаться снежным валом.
Суд при оценке обстоятельств дела исходит также из того, что, согласно положениям Устава МБУ " N данное учреждение осуществляет выполнение комплекса работ и услуг по содержанию объектов внешнего благоустройства и при реконструкции жилищного фонда.
Между тем, согласно существующим правилам содержания общего имущества в многоквартирных домах и технической эксплуатации жилищного фонда, своевременная уборка территорий домовладений, в том числе и от снега, возлагается на организации, непосредственно осуществляющие обслуживание жилищного фонда (ст.ст.138, 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 11 - 15 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N491, пункты 3.6.1 - 3.6.2, 3.6.8 - 3.6.9, 3.6.16 - 3.6.22, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170).
Таким образом, наличие снежного сугроба на выезде с дворовой территории по "адрес" само по себе не означает невыполнения обязанностей по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии директором МБУ N
Суд также учитывает, что имеющиеся фотоснимки не содержат времени и даты съемки. Акт обследования дорожных условий составлен ДД.ММ.ГГГГ, а протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения съемки непосредственно перед составлением протокола об административном правонарушении данные фотоснимки, ввиду прошествия значительного периода времени с ДД.ММ.ГГГГ, не могут являться подтверждением указанной инспектором дорожной обстановки.
Оснований считать, что фотоснимки сделаны ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Павлова А.Л. состава правонарушения, предусмотренного ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь частью 1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление N от 29 марта 2012 года государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД Управления МВД России по г.Чебоксары по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора МБУ "адрес" "адрес" Павлова А.Л. отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Д.В.Алексеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.