Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Башкирова И.Н., рассмотрев жалобу Петухова В.В. на постановление государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Калининского района ОНД г. "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Калининского района ОНД г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ Петухов В.В. был признан виновным в том, что он являясь "данные изъяты" ответственным за противопожарное состояние юридического лица "данные изъяты" около "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой проверки "данные изъяты" осуществляющего деятельность по адресу: "адрес" совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, именно:
"данные изъяты" чем совершил административное правонарушение, предусмотренное по ч. 3 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" руб.
Указанное постановление обжаловано Петуховым В.В. по тем основаниям, что о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении извещен не был, кроме того он не является должностным лицом ответственным за противопожарную безопасность.
В судебном заседании представитель Петухова В.В. - Мокеева Е.Н. жалобу подержала по изложенным в ней обстоятельствам и вновь привела их суду, просила постановление отменить, в связи с отсутствием в действиях Петухова В.В. состава административного правонарушения. Указав, что "данные изъяты" дом, расположенный по адресу: "адрес", находится на обслуживании у "данные изъяты". Способ управления в данном доме - товарищество собственников жилья " "данные изъяты"". В связи с чем "данные изъяты", а также Петухов В.В., "данные изъяты" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, обоснованность привлечения его к административной ответственности.
Государственный инспектор г. Чебоксары по пожарному надзору ФИО5 просила оставить постановление без изменения, а жалобу Петухова В.В. без удовлетворения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: проводить обследования и проверки территории, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Согласно статье 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пунктами 1, 3 Правил установлено, что они обязательны для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также их должностными лицами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
ППБ 01-03 устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Отдела надзорной деятельности г. Чебоксары Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии провело внеплановую выездную проверку "данные изъяты" осуществляющего деятельность по адресу: "адрес" требований пожарной безопасности.
При проверке выявлено нарушение Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, а именно: "данные изъяты"
Усмотрев в действиях "данные изъяты" Петухова В.В. состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 20.4 КоАП РФ, государственный инспектор г. Чебоксары по пожарному надзору ФИО5 составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ N, на основании которого ФИО5 вынесла постановление от ДД.ММ.ГГГГ N о привлечении "данные изъяты" Петухова В.В. состав к административной ответственности в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор "адрес" по пожарному надзору ФИО5 вынесла представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37, ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 определено, что обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору обязаны собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Между тем суду не представлены доказательство того что между "данные изъяты" и ТСЖ " "данные изъяты"" имеются какие-либо договорные отношения распределению обязанности по обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества "адрес" Как отсутствуют и доказательства того, что на Петухова В.В. "данные изъяты" возложена какая-либо обязанность по обеспечению надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома "адрес" состоящего на балансе ТСЖ " "данные изъяты""
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (пункт 12 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается либо собственниками помещений путем заключения договоров с управляющей организацией или договоров о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по "адрес" зарегистрировано товарищество собственников жилья " "данные изъяты"".
Согласно пункту 1.1 устава ТСЖ " "данные изъяты"" данное товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" для совместного содержания комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Предметами деятельности ТСЖ " "данные изъяты"" являются, в частности: организация совместного содержания комплекса недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, его обслуживания обеспечения эксплуатации и ремонта этого комплекса, объектов общей долевой собственности дома, а также владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в доме; организация и осуществление деятельности по реконструкции, обслуживанию, ремонту, эксплуатации, развитию и управлению инфраструктурой в жилищной сфере Товарищества: обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома.
Изложенные нормы свидетельствуют о том, что обязанность по обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома "адрес" лежит на ТСЖ " "данные изъяты"".
К административной ответственности привлечено не должностное лицо ТСЖ " "данные изъяты"", а должностное лицо "данные изъяты", в то время как обеспечивать надлежащее техническое, противопожарное, экологическое и санитарное состояние жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома "адрес" в силу закона обязано товарищество собственников жилья.
Согласно Уставу "данные изъяты" создано в целях координации деятельности членов объединения при решении хозяйственных, эксплутационных, научно-технических и экономических задач, содержание их жилого комплекса, организация совместного содержания этого комплекса, его обслуживание и эксплуатация.
Из перечня прав и обязанностей должностных (руководящих органов объединения) "данные изъяты" не следует, что оно обязано обеспечивать надлежащее техническое, противопожарное, экологическое и санитарное состояние жилых и нежилых помещений дома, общего долевого имущества дома "адрес".
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
На основании положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного суд не может признать указанное выше постановление законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 23.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В силу требований ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Между тем, при рассмотрении данного дела административный орган не установил, является ли "данные изъяты" субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, обоснованность привлечения его к административной ответственности.
Таким образом, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не нашло подтверждение наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ со стороны "данные изъяты" Петухова В.В., постановление административного органа подлежат отмене. Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора по пожарному надзору ОНД Калининского района ОНД "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного "данные изъяты" Петухова В.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Петухова В.В. прекратить.
Судья Башкирова И.Н.
Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2012 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.