Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под предательством судьи Степановой З.А., при секретаре судебного заседания Петровой Ю.Е., с участием истца Громова Ю.Л., представителя ответчика Енцовой О.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громова Ю.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Громов Ю.Л. с учетом уточнений обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии о возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего здравпунктом "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периода службы в армии по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации, и назначению досрочной трудовой пенсии по старости с момента определения права пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что Громов Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за N ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Истец считает, что решение ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, нарушает его права на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Громов Ю.Л. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии Енцова О.В., действующая по доверенности, иск не признала и просила в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, изложенным в решении ответчика за N N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, МБУЗ "Городская клиническая больница N 7", извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского и пенсионного дел Громова Ю.Л., суд приходит к следующим выводам.
В ст. ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской федерации", вступившего в силу с 01 января 2002 года, (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного законом возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ Списками для зачета стажа в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимо, чтобы работа одновременно протекала в должностях, поименованных разделом "Наименование должностей" Списка и в учреждениях, поименованных разделом "Наименование учреждений".
Судом установлено и подтверждается сведениями трудовой книжки, уточняющей справкой, подтверждающей периоды работы, занятость которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, что истец Громов Ю.Л. работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего "данные изъяты".
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что нормативно-правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
В указанные спорные периоды работы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которым утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, где в разделе "Наименование учреждений и организаций" предусматривается учреждения "амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты и другие)", в разделе "Наименование должности" - должность "врачи, фельдшеры - все независимо от наименования должности".
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусматривается включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Соответственно включение периодов работы в специальный медицинский стаж не ставится в зависимость от названия должности, необходимо, чтобы должность относилась к среднему медицинскому персоналу.
В силу п. 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее именуется - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.
На основании изложенного, учитывая, что наименование должностей и наименование учреждений, в которых работал истец, предусмотрены Списком 1959 года и Списком 1991 года, действовавших в спорный период, требования истца о включении в спецстаж периодов его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего "данные изъяты" подлежат удовлетворению.
Сведениями, имеющимися в трудовой книжке и военном билете истца, материалами пенсионного дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил воинскую службу по призыву в рядах Советской Армии. Ответчиком указанный период исключен из подсчета спецстажа, что является неправомерным.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года за N 1397, действовавшим на тот период, было предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (в соответствии с п.п. г п. 1 данного Положения), засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в этом пункте, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Силах СССР (п.п. г п. 1 Положения) засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что в спорный период времени действовало вышеуказанное положение, период службы истца в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж.
Из материалов пенсионного дела, справки, уточняющей периоды работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, следует, что истец в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности врача терапевта, цехового терапевта, врача эндоскопического отделения поликлиники находился на курсах повышения квалификации. Данные периоды также не включены ответчиком в спецстаж истца.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в спецстаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации работал в должности врача, в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника, за ним сохранялось место работы и средний заработок, из которого работодатель обязан производить отчисления в Пенсионный фонд РФ, данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии Громов Ю.Л. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента возникновения такого права, т.е. с. ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что спорные периоды работы, прохождения службы в армии по призыву, нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Громов Ю.Л. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выработал необходимый 30-ти летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", требования истца о досрочном назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Громова Ю.Л. периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера "данные изъяты"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего "данные изъяты"; периода службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по назначению Громову Ю.Л. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: З.А. Степанова
Мотивированное решение суда составлено 21 июня 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.