Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Матвеевой М.Г., с участием истца Казаковой С.В., представителя ответчика Ванеркина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Казакова С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности включить периоды в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Казакова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты""; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебы в "данные изъяты". Также истица просила возложить на ответчика обязанность назначить выплату трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что с решением ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ она не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее конституционные и законные права и интересы на социальное обеспечение, в частности на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Казакова С.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, вновь приведя их суду и пояснив, что в высшее учебное заведение она поступила в 1980 году, до этого трудового стажа не имела.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Чебоксары ЧР - Чувашии Ванеркин А.Н., действующий по доверенности, заявленные истцом требования не признал по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, суд приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность не менее 25 лет, на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренное Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", трансформировалось в их право, предусмотренное Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на досрочное получение трудовой пенсии ранее наступления возраста, предусмотренного статьей 7 данного закона.
Согласно ст. 55 Федерального закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочную трудовую пенсию по старости).
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Чебоксары ЧР - Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ N N Казаковой С.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за пенсией.
Как следует из решения, фактическая продолжительность специального стажа истца составляет N месяцев N дня, при требуемой - N.
В специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( N дн.) - учебы в "данные изъяты", поскольку Списками и Правилами 2002 года не предусмотрено включение периодов учебы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ N дн.) - работы в должности "данные изъяты"" по тем мотивам, что наименования учреждения и должности не отнесены к числу учреждений и должностей, предусмотренных Списком 2002 года.
Истица, требуя включить период обучения в институте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, просит применить Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Суд соглашается с возможностью применения данной нормы к спорным правоотношениям, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, в определении N320-О от 05 ноября 2002 года.
В период обучения истицы действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".
Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в том числе определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
Пунктом 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N953, (далее Положение) была предусмотрена возможность включения в стаж работы учителей и других работников просвещения - время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из представленного истицей диплома видно, что Казакова С.В. поступила в "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ и окончила обучение ДД.ММ.ГГГГ. До момента поступления в институт она не имела трудового стажа по специальности, что следует из копии трудовой книжки и не оспаривается самой истицей. После окончания высшего учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в "данные изъяты", что подтверждается трудовой книжкой.
Из материалов дела, в частности архивных справок от ДД.ММ.ГГГГ за N N N следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности "данные изъяты"
Однако данное обстоятельство не позволяет зачесть следовавший после указанного периода время обучения, поскольку пункт 2 Положения предусматривает возможность включения спорного периода в стаж только при условии наличия педагогической деятельности до начала обучения, в данном случае до 1980 года.
Таким образом, исковые требования истца о включении периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не подлежат удовлетворению.
Истица также просит зачесть в спецстаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты"". Суд находит данные требования подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.
Соответственно, для определения права на включение указанных спорных периодов в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежит применению законодательство, действовавшее в спорные периоды.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" были утверждены: Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение 1959 года).
Как указывалось выше, период работы истца в спорный период в должности вожатой подтверждается архивными справками от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Московского районного суда "адрес" ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: установить факт принадлежности Казакова С.В. архивной справки N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной "данные изъяты", согласно которой Кисунова С.В. (так в документе) работала в пионерском лагере " "данные изъяты"" в ДД.ММ.ГГГГ года и ее заработок составлял N.; установить факт принадлежности Казакова С.В. архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным учреждением "Марийский республика хранения документов по личному составу" Комархива Республики Марий Эл, согласно которой N 2231 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной "данные изъяты"" "данные изъяты".
Так, в период работы истца в должности "данные изъяты" действовал Перечень 1959 года, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Как отмечено в определении Верховного Суда РФ от 02 марта 2007 года по делу N66-В06-18, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Таким образом, Казакова С.В. имеет право на зачет спорного периода работы в должности вожатой в пионерском лагере в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Однако в связи с отсутствием необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" стажа не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи в педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Казакова С.В. периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты"".
В удовлетворении требований Казакова С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о возложении обязанности включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебы в "данные изъяты" и назначить выплату трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Тигина
Решение суда в окончательной форме принято 27 августа 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.