Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 01 февраля 2012 г.
(Извлечение)
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.
с участием представителей истца Чувановой Н.И., Васильева А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свинцовой В.Н. к администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Межведомственной комиссии администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным бездействия администрации
Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
УСТАНОВИЛ:
Свинцова В.Н., через представителей по доверенности Чуванову Н.И., Васильева В.В. обратилась в суд с иском к администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Межведомственной комиссии администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности по принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковое заявление мотивировано тем, что Свинцова В.Н., проживающая по адресу: "адрес", является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны. Собственником указанного домовладения является ее сын ФИО6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Свинцова В.Н. обратилась в адрес главы Сарабакасинского сельского поселения с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", а так же с заявлением на обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в котором она проживает, в связи с тем, что данное жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Согласно акту обследования жилого дома N от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия признала жилой дом N по ул. "адрес" пригодным для проживания. Однако, истец с данным заключением не согласна. Считает, что данное заключение о пригодности дома к проживанию не соответствует действительности, незаконно и необоснованно, так как вынесено с нарушением порядка, установленного законодательством РФ, нарушает ее право на получение жилого помещения. В акте были отражены технические неисправности жилого дома. Краткое описание состояния жилого дома, инженерных систем, оборудования и механизмов и прилегающих к зданию территорий отраженное в акте от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует полностью описанию конструктивных элементов (материал, конструкция, отделка и прочие) в техническом паспорте на указанный жилой дом. Причем, в техническом паспорте находит отражение, что ряд основных конструктивных элементов (стены и наружная отделка, крыша, полы, отделка) имеют износ 65%, проемы 70 % износа. Истец просит признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о пригодности жилого помещения для постоянного проживания, признать незаконным отказ администрации Сарабакасинского сельского поселения в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Свинцову В.Н., как имеющую право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", признать незаконным бездействие администрации Сарабакасинского сельского поселения в связи с непредставлением официального ответа на обращение Свинцовой В.Н.
Истица Свинцова В.Н., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.
Представитель истицы Чуванова Н.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Свинцовой В.Н. поддержала, указав, что собственником жилого дома "адрес" является ФИО6 который не имеет семейных отношений с истицей.
В виду отсутствия своего жилья истица вынуждена проживать у своих дочерей в разных местах, что вызывает для нее значительные трудности в силу своего возраста и состояния здоровья. Полагает, что администрацией Сарабакасинского сельского поселения истице незаконно отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истицы Васильев А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Свинцовой В.Н. поддержал по аналогичным снованиям. Ответчик - администрация Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная надлежащим образом о дне, времени и месте проведения судебного разбирательства своего представителя в судебное заседание не направила. Представлено заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии представителя. Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Из объяснений представителей Свинцовой В.Н. усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ года истица обратилась в администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Данное обстоятельство не оспаривалось главой Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, который указал на то, что на основании заявления Свинцовой В.Н. было проведение обследование жилого помещения по месту жительства заявителя.
Межведомственной комиссией было принято решение о пригодности жилого дома, в котором проживает истица, для постоянного проживания, в связи с чем Свинцовой В.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из акта обследования жилого дома, составленного межведомственной комиссией администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что жилой дом N по "адрес" признан пригодным для проживания.
Ответчиком иного решения, принятого в установленном порядке на основании заявления Свинцовой В.Н., суду не представлено. Однако данное обстоятельство не служит препятствием для рассмотрения требований истицы в судебном порядке, поскольку факт обращения истицы с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления судом установлен.
В данном случае имеет место незаконное бездействие администрации Сарабакасинского сельского поселения, не принявшего в установленном порядке решения по заявлению истицы.
Бездействия администрации Сарабакасинского сельского поселения судом расценивается как отказ в принятии Свинцовой В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, который в устном порядке был подтвержден главой администрации Сарабакасинского сельского поселения в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд находит отказ администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в принятии Свинцовой В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным по следующим основаниям.
Согласно решению Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт регистрации ДД.ММ.ГГГГ брака между Свинцовой В.Н. и ФИО8, умершим ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Чебоксарскому и Мариинско-Посадскому районам от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО8 являлся участником Великой Отечественной войны, был в действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истица Свинцова В.Н. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
В силу положений п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Статья 52 Жилищного Кодекса гласит, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии п. 4 части 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из выписки из похозяйственной книги по администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики N усматривается, что Свинцова В.Н. зарегистрирована в "адрес", собственником жилого дома является ФИО6 Согласно уведомлению Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации прав на недвижимое имущество за Свинцовой В.Н отсутствуют.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика, что Свинцова В.Н. является членом семьи собственника вышеуказанного жилого дома и имеет обеспеченность жилым помещением в соответствии с установленными нормами. В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, а также дети и родители данного собственника.
Судом установлено, что собственник жилого дома, в котором зарегистрирована истица Свинцова В.Н., ФИО6 является сыном истицы, однако данное обстоятельство не влечет безусловное признание ее членом семьи собственника жилого дома.
Как следует из объяснений представителя истца Чувановой Н.И. по месту регистрации в жилом "адрес" Свинцова В.Н. проживает временно в летний период, ФИО6 с матерью общего хозяйства не ведут в виду неприязненных отношений между ней и им, его супругой и их детьми.
Как указано в статье 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относится родитель собственника при условии их совместного проживания.
Также в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что для признания членом семьи собственника жилого помещения необходимо наличие двух юридических фактов: совместное проживание с собственником жилого помещения и вселение истца собственником жилья в качестве члена его семьи.
Таких обстоятельств судом не установлено, напротив, из объяснений представителя истца следует, что собственником жилого дома истица не признается в качестве члена семьи и ФИО6 не намерен предоставить ей жилую площадь в этом доме.
Данные объяснения представителя истицы ответчиком не опровергнуты, оснований сомневаться в их объективности у суда не имеется.
Кроме того, следует учесть, что факт регистрации Свинцовой В.Н. в жилом доме не является безусловным основанием для признания ее членом семьи собственника жилого дома, поскольку регистрационный учет граждан по месту жительства является административным актом и не влечет его право пользования всем жилым домом наравне с его собственником.
Таким образом, вышеизложенные доказательства и установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истица Свинцова В.Н. не относится к категории граждан, обеспеченных жилым помещением в соответствии с установленными нормами, поскольку ее право проживания в жилом "адрес" может быть оспорено его собственником.
Кроме того, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Аналогичные требования, предъявляемые к жилым помещениям закреплены пунктом 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Из материалов дела видно, что по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ износ жилого дома "адрес" составляет по литере А - 62,5 %, по литере А1 - 54 %.
Однако, как следует из заключения N от ДД.ММ.ГГГГ экспертизы технического состояния индивидуального жилого дома на предмет возможности его дальнейшей безопасной эксплуатации, расположенного по адресу: "адрес", составленного экспертом ФИО9, жилой дом имеет существенные повреждения, свидетельствующие о непригодности конструкций к дальнейшей эксплуатации и о наличии опасности ее обрушения, опасности пребывания людей в зоне обследуемых конструкций.
Техническое состояние бревенчатого индивидуального жилого дома, облицованного с металлическими листами (Литера А), расположенного по адресу: "адрес", составляет 87,57 % накопленного износа, техническое состояние полуподвала (Литер А1) к индивидуальному жилому дому составляет 78,90 % накопленного износа.
Таким образом, общее техническое состояние занимаемого истицей жилого помещения принимается как плохое, т.е. состояние несущих конструктивных элементов -аварийное, а не несущих -весьма ветхое, следовательно, проживание в данном жилом помещении угрожает безопасности находящихся в нем людей.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая прежде всего ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст. 2, ст. 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, которые в силу возраста, состояния здоровья и иных объективных факторов не имеют возможности обеспечить себе безопасное и комфортное жилье, преодолев сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В данном случае суд считает необходимым принять во внимание, что истице Свинцовой В.Н. "данные изъяты" лет, она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, кроме того является "данные изъяты", и в силу возраста ей затруднительно проживать в доме с одной жилой комнатой площадью "данные изъяты" кв. метров, в котором проживает также ее сын ФИО6 со своей семьей, и техническое состояние которого угрожает безопасности проживающих в нем граждан.
При вышеизложенных обстоятельствах право Свинцовой В.Н. на обеспечение ее безопасным и комфортным жильем подлежит судебной защите посредством удовлетворения заявленных требований.
Кроме того как установлено судом, истица Свинцова В.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, вправе претендовать на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с ФЗ "О Ветеранах", указом Президента РФ от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." В соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что Свинцова В.Н. относится к категории граждан, которые вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту своего жительства - в администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. Следовательно, требования истицы о возложении обязанности на ответчика по принятию ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются законными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд считает необходимым удовлетворить требования истицы о признании незаконным бездействия администрации Сарабакасинского сельского поселения, не принявшего решения на основании ее заявления в установленном законодательством порядке.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ по результатам рассмотрения заявления гражданина о принятии на учет органом местного самоуправления должно быть принято решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет, не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня представления документов.
Как установлено судом, данные требования закона администрацией Сарабакасинского сельского поселения не были выполнены, поскольку по заявлению Свинцовой В.Н. не было принято решение ни о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ни об отказе в удовлетворении заявления.
Ссылку представителя ответчика о рассмотрении заявления Свинцовой В.Н. в форме акта обследования жилого дома нельзя признать обоснованной, поскольку решение по заявлению гражданина в силу прямого указания закона должно быть принято органом местного самоуправления, какаовым межведомственная комиссия не является.
Акты и заключения межведомственной комиссии носят рекомендательный характер для органа исполнительной власти или органа местного самоуправления при рассмотрении заявления гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и не могут являться самостоятельным предметом оспаривания отдельно от соответствующего распоряжения органа местного самоуправления или его должностных лиц.
В связи с указанными обстоятельствами в отношении требований о признании незаконным и отмене заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания суд считает необходимым прекратить производство по делу на основании ч.1 ст. 220 ГПК РФ.
Таким образом, анализ представленных истцом доказательств и установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии администрации Сарабакасинского сельского поселения, которая в установленные сроки не рассмотрела заявление Свинцовой В.Н. о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При определении даты, с которой истица подлежит принятию на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд исходит из объяснений представителей истца о представлении истицей заявления 1 августа 2011 года, поскольку ответчиком иных сведений суду не представлено.
Кроме того, как следует из акта обследования жилого дома, оно проведено 2 сентября 2011, следовательно, исходя из сроков рассмотрения заявления гражданина межведомственной комиссией, установленного п.46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, следует вывод об обращении Свинцовой В.Н. в органы местного самоуправления в начале августа 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Свинцовой В.Н. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по не рассмотрению заявления Свинцовой В.Н. о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать администрацию Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Свинцову В.Н., проживающую по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ, имеющей право на государственную поддержку в приобретении жилья в соответствии с Федеральным Законом "О Ветеранах".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Председательствующий: А.Ю. Тяжева.
Мотивированное решение составлено 6 февраля 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.