Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики - Чувашии от 09 июня 2012 г.
(Извлечение)
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Губаревой С.А.
при секретаре Чучалиной Е.Ю.,
с участием истца Лукиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукиной Г.С. к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о включении земельного участка в состав наследства,
УСТАНОВИЛ:
Лукина Г.С. обратилась в суд с иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о включении земельного участка в наследственную массу.
Исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мама ФИО1. После ее смерти открылось наследство, в состав которого входит, земельный участок, площадью "данные изъяты" кв. метров, расположенный по "адрес".
Данный земельный участок был предоставлен ФИО1 на основании Постановления главы "данные изъяты" поселковой администрации Чебоксарского района Чувашской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ в собственность для ведения личного подсобного хозяйства.
При жизни ФИО1 пользовалась данным земельным участком, обрабатывала его, выращивала урожай, платила налог на землю, но государственный акт на земельный участок не получила.
Истица является наследником по завещанию, принявшим наследство после смерти ФИО1 и в настоящее время ей необходимо получить свидетельство о праве на наследство, открывшееся после смерти матери. Однако, по причине отсутствия государственного акта на землю, свидетельство о праве на наследство в виде спорного земельного участка, ей не выдают. Просила включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, принадлежавший ей на праве собственности земельный участок с кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.метров, расположенный по "адрес".
В судебном заседании истица Лукина Г.С. поддержала исковые требования, изложив при этом свои доводы.
Представитель ответчика - администрации Чебоксарского района ЧР и представители третьих лиц: администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района ЧР и ТУ Росимущества в ЧР, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении исковых требований Лукиной Г.С. не возражали.
Выслушав пояснения истицы, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что глава "данные изъяты" поселковой администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N распорядился закрепить в собственность за ФИО1 земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в размере "данные изъяты" га в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти N, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям администрации "данные изъяты" сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, за ФИО1 был закреплен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый N, в "адрес". Государственный акт на землю не выдавался.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Гражданские права и обязанности, в частности, возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).
Судом установлено, что ФИО1 при жизни владела предоставленным ей в соответствии с действовавшим законодательством земельным участком на праве собственности. Однако, государственный акт на земельный участок ФИО1 не выдавался и право собственности ФИО1 на этот участок, не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Между тем, само по себе отсутствие государственного акта на земельный участок, как и отсутствие регистрации права, не исключало возникновения у ФИО1 права собственности на спорный земельный участок.
Согласно ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается смертью. Поскольку, ФИО1 умерла, а с ее смертью прекратилась и ее правоспособность, регистрация права собственности на предоставленный ей земельный участок в настоящее время, невозможна. Данное обстоятельство препятствует оформлению наследственных прав истца.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1181 ГК РФ, принадлежавший наследодателю на праве собственности земельный участок, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом РФ.
При указанных обстоятельствах, земельный участок, принадлежавший ФИО1 на праве собственности, подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N, предоставленного ФИО1 и расположенного по "адрес", его площадь составляет "данные изъяты" кв. метров.
В графе "Особые отметки" данного кадастрового паспорта указано, что границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
В сентябре 2011 года были выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и площади принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым N.
В результате выполнения указанных работ было установлено, что площадь земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес", составляет "данные изъяты" кв. метров.
Истица просит включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1 земельный участок площадью, которая была установлена по результатам выполнения кадастровых работ.
В судебном заседании истица пояснила, что границы земельного участка, предоставленного ее матери в 1999 году, не изменялись и земельный участок использовался в пределах тех границ, которые были определены при его предоставлении. Также Лукина Г.С. пояснила, что в настоящее время спора в отношении местоположения границы данного земельного участка, со смежными землепользователями не имеется.
Из акта согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым N видно, что местоположение границы с пользователями смежных земельных участков согласовано.
Площадь земельного участка, определенная в результате проведения кадастровых работ, больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину менее, чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования Лукиной Г.С. о включении в состав наследства, открывшегося после смерти ее матери ФИО1 земельного участка площадью "данные изъяты" кв. метров подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, принадлежавший ей на праве собственности земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, под кадастровым N площадью "данные изъяты" кв.метров, расположенный по "адрес".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Судья С.А. Губарева
Мотивированное решение
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.