Марьяновский районный суд Омской области
под председательством судьи
Кузнецова И.Г.
при секретаре
Малых А.С.,
с участием представителя заявителя старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области
Грицикова К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству подпункта 3 пункта 2.8., несоответствующим действующему законодательству пункта 1.1. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 26 февраля 2009 года N 3/1.
Суд,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 26 февраля 2009 года подпункт 3 пункта 2.8., несоответствующим действующему законодательству пункт 1.1. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 3/1 от 26 февраля 2009 года, указывая в обоснование на то, что изложенный в данном Положении порядок формирования муниципального заказа в части не соответствует требованиям Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пункт 1.1 названного Положения указывает на то, что оно определяет правила подготовки заказчиками заявки на размещение заказов, финансируемых за счет средств бюджета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района и внебюджетных источников финансирования, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и порядок ее представления в уполномоченный орган, определяет порядок планирования размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Федеральным законом N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения в статью 1 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которым слова "или муниципальных нужд" заменены словами ", муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений". Вместе с тем, пункт 1.1. Положения не приведен в соответствие с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ.
Часть 2 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ закрепляет право участников размещения заказа на подачу заявки на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. Между тем, подпункт 3 пункта 2.8. Положения, предоставляющий право уполномоченному органу возвратить пакет документов, представляемый заказчиком, в случае отсутствия пакета документов в электронном виде, принят с превышением полномочий. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 172-ФЗ от 17 июля 2009 года "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", п/п "а" п. 3 Методики проведения актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ N 96 от 26 февраля 2010 года "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", установление Положением неопределенных условий, оснований принятия решения способствует созданию условий для проявления коррупции, то есть вышеуказанная норма Положения является коррупционным фактором, определяющим необоснованно широту дискреционных полномочий. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
27 февраля 2012 года прокуратурой Марьяновского района Омской области в Совет Москаленского сельского поселения Марьяновского района Омской области принесен протест на решение Совета Москаленского сельского поселения от 26 февраля 2009 года N 3/1 "О Положении "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа". Согласно ст. 23 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора, принесенный на решение представительного органа местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. На очередной сессии Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области 21 марта 2012 года данный протест прокурора района рассмотрен не был.
Старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. заявленные требования в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим с 26 февраля 2009 года подпункта 3 пункта 2.8. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 26 февраля 2009 года N 3/1, поддержал, указав на то, что решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 30 апреля 2012 года N 24/5 подпункт 3 пункта 2.8 указанного Положения исключен. От требований в части признания несоответствующим пункта 1.1 названного Положения действующему законодательству отказался.
Председатель Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, однако представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова К.А., изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, находит заявленные прокурором Марьяновского района Омской области требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Согласно справке председателя Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области решение указанного Совета от 26 февраля 2009 года N 3/1 "О Положении "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа" было обнародовано 26 февраля 2009 года путем размещения решения в ДК пос. Москаленский, библиотеке, администрации, то есть вступило в законную силу с указанной даты.
Как следует из части 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом 1.1. Решения Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 24/5 от 30 апреля 2012 года в пункт 1.1. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа" внесены изменения, а именно, после слов "для муниципальных нужд" дополнены слова ", нужд бюджетных учреждений".
Только отсутствие в пункте 1.1. указанного Положения слов ", для нужд бюджетных учреждений" не может свидетельствовать о несоответствии, а тем более о противоречии указанного пункта Федеральному закону N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями, внесенными Федеральным законом N 83-ФЗ от 08 мая 2010 года). В связи с этим, суд считает необходимым в части несоответствия действующему законодательству пункта 1.1 Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 3/1 от 26 февраля 2009 года, в удовлетворении заявленных прокурором Марьяновского района Омской области требований отказать.
Подпункт 3 пункта 2.8 Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 3/1 от 26 февраля 2009 года, предусматривал право уполномоченного органа возвращать пакет документов, представляемый заказчиком, в случае отсутствия документов в электронном виде, что противоречило положениям ст. 25 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года. Указанный подпункт названного Положения необоснованно увеличивал пределы компетенций уполномоченного органа по возврату пакетов документов заказчика, нарушал права заказчиков, предоставлял возможность коррупционным проявлениям.
Пунктом 1.2. Решения Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 24/5 от 30 апреля 2012 года подпункт 3 пункта 2.8. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа" исключен. Однако данным решением не установлено, с какого времени данный подпункт считается недействующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает необходимым признать подпункт 3 пункта 2.8. названного Положения недействующим с момента вступления решения Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 3/1 в законную силу, то есть с 26 февраля 2009 года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГАК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Требования прокурора Марьяновского района Омской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с 26 февраля 2009 года подпункт 3 пункта 2.8. Положения "О порядке формирования муниципального заказа, взаимодействия уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов и муниципальных заказчиков и контроля исполнения муниципального заказа", утвержденного решением Совета Москаленского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 26 февраля 2009 года N 3/1.
В остальной части в удовлетворении требований прокурора Марьяновского района Омской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд.
Судья: И.Кузнецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.