Марьяновский районный суд Омской области
под председательством судьи
Кузнецова И.Г.
при секретаре
Малых А.С.,
с участием представителя заявителя старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области
Грицикова К.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим действующему законодательству пункта 5 части 4 ст. 76, несоответствующим действующему законодательству ч. 5 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 46, ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 6 ст. 13, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 4 ст. 77, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 12, ст. 2, ч. 1 ст. 76, п. 2 ч. 5 ст. 72, ч. 6 ст. 76, п/п "б" п. 1 ч. 3 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8.
Суд,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 21 октября 2009 года пункта 5 части 4 ст. 76, несоответствующими действующему законодательству ч. 5 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 46, ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 6 ст. 13, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 4 ст. 77, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 12, ст. 2, ч. 1 ст. 76, п. 2 ч. 5 ст. 72, ч. 6 ст. 76, п/п "б" п. 1 ч. 3 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, указывая в обоснование на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения земельного, градостроительного законодательства, а также законодательства о коррупции на территории Марьяновского муниципального района Омской области, в ходе которой выявлены противоречащие действующему законодательству нормативно-правовые акты. В частности установлено, что решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 29/8 от 21 октября 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области (далее Правила). При проверке вышеназванных Правил установлено, что нормы, в них содержащиеся, не соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Проверкой установлено, что п. 5 ч. 4 ст. 76 Правил в качестве оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусматривает невыполнение застройщиком требования о безвозмездной передаче в комитет по архитектуре и градостроительству копий материалов инженерных изысканий и проектной документации. Между тем, Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 41-ФЗ) невыполнение застройщиком требования о безвозмездной передаче в комитет по архитектуре и градостроительству копий материалов инженерных изысканий и проектной документации в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Следовательно, пунктом 5 части 4 статьи 76 Правил в нарушение требований законодательства расширен перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", п/п. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", установление Правилами дополнительных оснований принятия решения способствует созданию условий для проявления коррупции. Вышеуказанная норма Правил является коррупционным фактором, устанавливающим необоснованно широкие пределы усмотрения - широту дискреционных полномочий.
Ранее действовавшая редакция ч. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации излагалась в следующем виде: "подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий". Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" из ч. 1 ст. 43 Градостроительного Кодекса Российской Федерации слова ", установленных проектами планировки территорий" исключены, в связи с чем необходимо внесение соответствующих изменений в ч. 1 ст. 13 Правил.
Помимо этого, Федеральным законом N 41-ФЗ часть 6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ изложена в следующей редакции: "В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков". Таким образом, ч. 6 ст. 13 Правил необходимо дополнить словами ", подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков".
Часть 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона N 41-ФЗ изложена в следующем виде: "Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам", в связи с чем, часть 1 ст. 14 Правил после слов "капитального строительства" необходимо дополнить словами "(за исключением линейных объектов)".
Также, в связи с изменениями ч. 5 ст. 14 Положения необходимо изложить в следующей редакции: "5. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".
Частями 3 и 4 ст. 46 Правил предусмотрено, что их действие распространяется на все земли, расположенные на территории поселения. Нормы настоящих Правил, регулирующие осуществление органами местного самоуправления полномочий собственника земельных участков, применяются в отношении земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами, Правила распространяют свое действие, в том числе и на участки, собственность на которые не разграничена. Вместе с тем, в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" названными земельными участками вправе распоряжаться только органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным Кодексом. Между тем, понятие "разрешение на строительство", содержащееся в ст. 2 Правил, в настоящее время требует внесения следующих изменений: после слов "земельного участка" дополнить словами "или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов)", слова ", а также их капитальный ремонт" исключить.
Часть 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет понятие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Понятие "разрешение на ввод объекта в эксплуатацию", содержащееся в ст. 2, ч. 1 ст. 76 Правил, в настоящее время не соответствует положениям ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем, необходимо внесение соответствующих изменений.
В соответствии с ч. 4. ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах местного значения, за исключением линейных объектов. Однако, в ч. 5 ст. 9 Правил указано, что положения о территориальном планировании, содержащиеся в генеральных планах, включают в себя: цели и задачи территориального планирования, перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения, что не соответствует вышеназванным требованиям Градостроительного кодекса РФ.
Федеральным законом N 41-ФЗ часть 5 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции: "Реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, или в установленном местной администрацией поселения порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса". Между тем, соответствующие изменения в ч. 1 ст. 10 Положения не внесены.
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим "градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории". Таким образом, п. 2 ч. 5 ст. 72 Правил необходимо дополнить словами: "или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории".
Часть 9 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в настоящее время изложена в следующей редакции: "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в орган местного самоуправления передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности". На основании изложенного, необходимо внести следующие изменения в ч. 6 ст. 76 Правил: после слов "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" добавить слова "(за исключением линейного объекта)"; слово "отремонтированного" исключить.
В связи с изменениями, внесенными в ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимо внесение следующих изменений в ст. 12 Правил:
- ч. 1 ст. 12 дополнить словами ", зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения";
- п/п. б п. 1 ч. 3 ст. 12 дополнить словами ", проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам";
- в п. 1 ч. 3 ст. 12 дополнить подпунктом "г" следующего содержания: "г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;";
- п. 3 ч. 5 ст. 12 после слов "улично-дорожной сети" дополнить словами ", которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест),".
23 января 2012 года прокуратурой района в Совет Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области принесен протест на решение Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 29/8 от 21 октября 2009 года "О правилах землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области". Согласно ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора, принесенный на решение представительного органа местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. На очередных сессиях Совета Васильевского сельского поселения, состоявшихся 26.01.2012, 22.02.2012, 20.03.2012, данный протест прокурора района рассмотрен не был.
Старший помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. в судебном заседании заявленные требования в части признания противоречащим действующему законодательству и недействующим с 21 октября 2009 года пункта 5 части 4 статьи 76 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, поддержал, указав на то, что решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 15 мая 2012 года N 22/5 пункт 5 части 4 статьи 76 указанных Правил исключен. В остальной части требований отказался.
Председатель Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, однако представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения старшего помощника прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова К.А., изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, находит заявленные прокурором Марьяновского района Омской области требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
Согласно акту, представленному главой Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, решение Совета указанного сельского поселения от 21 октября 2009 года N 29/8 было обнародовано 21 октября 2009 года путем размещения решения в СДК, библиотеке пос. Конезаводский, то есть вступило в законную силу с указанной даты.
Как следует из части 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что несоответствие действующему законодательству ч. 5 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 46, ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 6 ст. 13, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 4 ст. 77, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 12, ст. 2, ч. 1 ст. 76, п. 2 ч. 5 ст. 72, ч. 6 ст. 76, п/п "б" п. 1 ч. 3 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, нарушает какие-либо права и свободы граждан и организаций. Не представлены данные доказательства и в судебном заседании.
В связи с этим, суд считает необходимым в части несоответствия действующему законодательству ч. 5 ст. 14, ч.ч. 3, 4 ст. 46, ч. 5 ст. 9, ч. 1 ст. 13, ч. 6 ст. 13, ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 4 ст. 77, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 12, ст. 2, ч. 1 ст. 76, п. 2 ч. 5 ст. 72, ч. 6 ст. 76, п/п "б" п. 1 ч. 3 ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, в удовлетворении заявленных прокурором Марьяновского района Омской области требований отказать.
Пункт 5 ч. 4 ст. 76 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, в качестве оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусматривает невыполнение застройщиком требования о безвозмездной передаче в комитет по архитектуре и градостроительству копий материалов инженерных изысканий и проектной документации, однако Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 41-ФЗ) данное основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрено. Следовательно, вышеуказанная норма Правил является коррупционным фактором, необоснованно расширяющая пределы усмотрения, и может повлечь нарушение прав граждан и организаций на получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости.
Пунктом 1.15. Решения Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 22/5 от 15 мая 2012 года пункт 5 ч. 4 ст. 76 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8, исключен. Однако указанным решением не установлено, с какого времени данный пункт считается недействующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает необходимым признать пункт 5 части 4 статьи 76 названных Правил недействующим с момента вступления решения Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области N 29/8 в законную силу, то есть с 21 октября 2009 года.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Требования прокурора Марьяновского района Омской области удовлетворить частично.
Признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с 21 октября 2009 года пункт 5 ч. 4 ст. 76 Правил землепользования и застройки муниципального образования Васильевское сельское поселение Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденных решением Совета Васильевского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от 21 октября 2009 года N 29/8.
В остальной части в удовлетворении требований прокурора Марьяновского района Омской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Марьяновский районный суд.
Судья: И.Кузнецов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.