Марьяновский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи О.И. Тишковец,
при секретаре Базыловой А.В., ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Пикетинское сельское поселение к Совету Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Марьяновского района Омской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Пикетинское сельское поселение к Совету Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, а также законодательства о коррупции, в администрации Пикетинского сельского поселения, в ходе которой выявлены противоречащие действующему законодательству нормативно-правовые акты.
В частности установлено, что решением Совета Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального образования Омской области N 6/1 от 27.02.2006 года утверждено Положение об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, также установлено, что нормы, содержащиеся в нем, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Так, пункт 6 статьи 10 Положения предусматривается, что Совет сельского поселения: определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Между тем, подпункт 6 пункта 10 статья 35 Федерального закона от 06. 10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Также, согласно с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пункт 4 ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25. 12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает, что основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Кроме того, опять же, п. 3 "Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 02.2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, устанавливает: принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Таким образом, пункт 6 статьи 10 Положения противоречит законодательству в указанной выше части, и подлежит изменению, а также содержит в себе коррупциогенные факторы, в части превышения компетенции Советом поселения по вопросам определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений.
24. 01.2011 года прокуратурой района в Совет Пикетинского сельского поселения Марьяновского района Омской области принесен протест на указанный пункт статьи Положения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора, принесенный на решение органа местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании. На очередной сессии 04.02.2011 года данный протест прокурора района рассмотрен не был.
Компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". В силу ст. 1 данного Федерального закона органы прокуратуры это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Укрепление законности и защита государственных интересов признаны основными функциями органов прокуратуры. Согласно ч. 1 ст. 21 указанного выше Федерального закона предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании п. 3 ст. 22 названного Федерального закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащим действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов, интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Осуществление перечисленных полномочий прокурора регламентировано так же Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в соответствии со ст. 45 которого, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно требованиям ст. 251 Гражданско-процессуальногокодексаРоссийской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Поскольку пункт 6 статьи 10 решения Совета Пикетинского сельского поселения Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области не соответствует требованиям действующего законодательства, прокурор вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в целях защиты интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.
В судебном заседание помощник прокурора Марьяновского района Омской области Грициков К.А. уточнил требования, просил признать противоречащим действующему законодательству и недействующим п.6 ст.10 Положения об управлении муниципальной собственностью. Показал, что в заявлении ошибочно указано вместо пункта 6 пункт 9 в части указания в нём унитарных муниципальных предприятий.
Представитель Совета Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, Глава сельского поселения Назаренко Н.Н. с заявлением прокурора согласна. Пояснила, что 14.02.2011 года состоялось заседание Совета сельского поселения, на котором были внесены изменения в Положение об управлении муниципальной собственностью.
Представитель Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапов Д.В., действующий на основании доверенности с требованиями не согласился, так как протест выносился по п.9, а по п.6 Положения нет, поэтому в данном случае не соблюден досудебный порядок.
Выслушав помощника прокурора Марьяновского района Омской области Грицикова К.А., Главу Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области Назаренко Н.Н.. представителя Администрации Марьяновского муниципального района Омской области Шарапова Д.В., исследовав материалы дела, дав в совокупности всем доказательствам оценку, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии с п.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.1 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 6 статьи 10 "Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области" (л.д.20-76),, утвержденного Решением Совета поселения N 6/1 от 27.02.2006 года предусматривается, что Совет сельского поселения: определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.
Согласно Протесту прокурора Марьяновского района от 24.01.2011 года Совету Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, прокурором предлагалось пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства (л.д. 6-7).
Администрация Пикетинского сельского поселения Омской области от 26.01.2011 года N 10 сообщает, что протест прокурора принят к сведению и будет рассмотрен на очередной сессии Совета Пикетинского сельского поселения (л.д.8). На очередной сессии 04.02.2011 года данный протест прокурора рассмотрен не был (л.д.10).
В соответствии со ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
Согласно ст. 252 ГПК РФ при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов признание требования органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
При рассмотрении заявления прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Пикетинское сельское поселение к Совету Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года пункта 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года, судом установлено несоответствие его подпункту 6 пункта 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Подпунктом 6 пункта 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
В силу ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что необходимо признать противоречащим действующему законодательствуи недействующими с 01.01.2011 года пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года в части указания в нём "унитарных муниципальных предприятий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Пикетинское сельское поселение к Совету Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с 01.01.2011 года пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года удовлетворить.
Признать противоречащими действующему законодательствуи недействующими с 01.01.2011 года пункт 6 статьи 10 Положения об управлении муниципальной собственностью Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Пикетинского сельского поселения N 6/1 от 27.02.2006 года в части указания в нём "унитарных муниципальных предприятий.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Марьяновский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения
Судья: О.И. Тишковец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.