Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Магденко И.Ю.
при секретаре Гончаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 14 июня 2011 года дело по иску Поповой Л.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о перерасчете размера пенсии.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указала, что ей была назначена трудовая пенсия по старости, однако ответчиком не был учтен ее страховой стаж за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года, когда предприятие начисляло, но не уплачивало страховые взносы. На основании постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П 02 февраля 2009 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по начисленным страховым взносам за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года с учетом всех прошедших индексаций базовой и страховой частями пенсии, так как в ее расчетный пенсионный капитал не включена сумма в размере 23861 рубль 82 копейки по сведениям выписки из лицевого счета. Из ответа на ее заявление следует, что в указанном перерасчете ей было отказано, что она находит незаконным.
Просила включить в стаж для перерасчета размера страховой части пенсии за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года сумму 23861 рубль 82 копейки с учетом индексации, обязать ответчика произвести перерасчет размера выплачиваемой трудовой пенсии и взыскать в ее пользу недоплаченную часть пенсии за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года с суммы, не включенной в расчетный пенсионный капитал с учетом индексации пенсионного капитала (л.д. 2).
В судебном заседании истец и ее представитель Алферова Н.В., действующая на основании письменного заявления, исковые требования уточнили, просили обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, исходя из начисленных работодателем страховых взносов за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года, и взыскать недоплаченную часть пенсии за период с 17 февраля 2003 года по 09 июля 2007 года в сумме 6664 рубля 96 копеек.
Представитель ответчика - Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П в июле 2008 году истцу был произведен перерасчет размера пенсии, исходя из начисленных страховых взносов за период с 10 июля 2007 года, поскольку указанное постановление не может быть распространено на правоотношения, возникшее до момента его принятия. Если произвести перерасчет размера пенсии истцу за период с 17 февраля 2003 года по 09 июля 2007 года, исходя из начисленных страховых взносов, начиная с 01 января 2002 года, то по состоянию на 10 июля 2007 года недоплаченная часть пенсии составит 4145 рублей 31 копейку, согласно представленному расчету.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
По смыслу части 1 статьи 3 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" гражданин имеет право на трудовую пенсию, если он застрахован в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", и если непосредственно им соблюдены условия, и, соответственно, выполнены обязанности, с которыми закон связывает приобретение права на трудовую пенсию.
Общие условия назначения трудовых пенсий предусмотрены в главе 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". К таковым, в частности, относится и продолжительность страхового стажа.
Согласно пункта 1 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж (учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 17, статьи 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицу, осуществляющему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по инвалидности, по его заявлению производится перерасчёт размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности.
Перерасчёт размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.
В составе расчётного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего перерасчёту пенсии.
В соответствии со статьей 6 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователем по обязательному пенсионному страхованию является предприятие, производящее выплаты физическим лицам.
Статьями 14, 24 указанного Закона обязанность своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет возложена на страхователя. Одновременно сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления её на счёт соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.
Согласно абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407, поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
При этом ни Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ", ни Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" не содержат норм, которые возлагали бы на застрахованных лиц, которые не производят самостоятельно уплату страхователем страховых взносов, обязанность контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 1 статьи 15 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованному лицу предоставлено только право на получение от работодателя информации о начислении страховых взносов и осуществление контроля за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, но не предусмотрено ответственности застрахованного лица, не воспользовавшегося таким правом.
В силу статьи 5 названного Федерального закона государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.
Также статьёй 15 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено право застрахованного лица на своевременное и полное получение обязательного обеспечения за счёт средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П пункт 1 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1), и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работающих по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Этим же постановлением было рекомендовано в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионный фонд РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Истец, являющаяся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования с 24 ноября 1999 года, не была обязана самостоятельно производить перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страхователи (работодатели) истца МП г. Омска ПАТП-1 (ранее ОМУПАТП-1, МУП "Омскпассажиртранс") в нарушение пункта 2 статьи 14 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в 2002-2008 годах не производили в полном объёме уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в Пенсионный фонд РФ (л.д. 44)
Как видно по выписке из лицевого счета застрахованного лица периоды работы с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года были зачтены в страховой стаж Поповой Л.И., но в составе расчётного пенсионного капитала учитывались суммы фактически уплаченных страхователями страховых взносов, что составляло определенную часть от начисленных (л.д. 19-24).
В судебном заседании было установлено, что Поповой Л.И. с 17 февраля 2003 года была назначена трудовая пенсия по старости, при определении размера страховой части пенсии были учтены уплаченные работодателем страховые взносы в размере 1172 рубля 99 копеек (л.д. 65-67).
09 ноября 2004 года, 05 мая 2006 года, 20 июня 2007 года истец обращалась за перерасчётом страховой части трудовой пенсии по старости, право истца на такой перерасчёт страховой части трудовой пенсии по старости ответчиком не оспаривалось, при этом с 01 декабря 2004 года, с 01 июня 2006 года, с 01 июля 2007 года был произведён перерасчёт с учётом страховых взносов, фактически поступивших на ее индивидуальный лицевой счёт в 2002 - 2006 годах (л.д. 68-74).
В июле 2008 года Поповой Л.И. в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ был произведен перерасчет размера пенсии, исходя из начисленных страховых взносов за период с 10 июля 2007 года, выплачена задолженность (л.д. 42).
В феврале 2009 года истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила произвести перерасчет размера пенсии за период с момента назначения из расчета начисленных страховых взносов, в чем ей было отказано (л.д. 16-18).
С учетом вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П суд считает действия ответчика неправомерными и приходит к выводу о праве истца на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости, исходя из начисленных страховых взносов за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года, следовательно, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о невозможности применения положений вышеуказанного постановления к правоотношениям, возникшим до 10 июля 2007 года, основаны на неверном его толковании.
В пункте 2.1. определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О "По ходатайству Пенсионного фонда Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П" особо отмечено, что начиная с даты принятия указанного постановления подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с моментавступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Таким образом, при перерасчете размера пенсии истца в июле 2008 года должны были быть учтены все начисленные страховые взносы, начиная с 01 января 2002 года, а не только за период с 10 июля 2007 года.
В данной ситуации суд считает необходимым удовлетворить исковые требования о взыскании с ответчика недополученной страховой части трудовой пенсии по старости за период с 17 февраля 2003 года по 09 июля 2007 года в сумме 4145 рублей 31 копейка, исходя из расчета ответчика, поскольку только таким образом можно восстановить нарушенное право застрахованного лица на своевременное и полное получение пенсионного обеспечения за счёт средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д. 77-78).
Расчет, представленный ответчиком, судом проверен и признан верным, поскольку он соответствует формуле, приведенной в статье 14 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости.
В расчете по состоянию на момент назначения пенсии 17 февраля 2003 года учтены начисленные страховые взносы с 01 января 2002 года по 31 января 2003 года в сумме 5393 рубля 79 копеек, размер которых разделен на ожидаемый период выплаты - 150 месяцев, таким образом, определен ежемесячный размер страховой части пенсии, который отражен в колонке "сумма по начисленным взносам". Далее указанная сумма увеличена на соответствующий коэффициент индексации, которым подвергалась страховая часть пенсии в апреле и августе 2003 года, апреле и августе 2004 года.
В декабре 2004 года после подачи истцом 09 ноября 2004 года заявления о перерасчете размера пенсии по страховым взносам, размер ежемесячной страховой части был увеличен с учетом начисленных страховых взносов в сумме 4732 рубля 79 копеек за период с 01 февраля по 31 декабря 2003 года: 4732,79 рублей / 144 месяца ожидаемого периода выплаты + 50,66 рублей ежемесячная страховая часть по состоянию на ноябрь 2004 года = 83 рубля 52 копейки. Впоследствии указанная сумма проиндексирована в августе 2005 года и апреле 2006 года.
В 2005 году перерасчет размера пенсии по страховым взносам истцу не производился, так как с соответствующим заявлением она не обращалась.
В июне 2006 года после подачи истцом 05 мая 2006 года заявления о перерасчете размера пенсии, размер ежемесячной страховой части был увеличен с учетом начисленных страховых взносов в сумме 15250 рублей 28 копеек за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2005 года: 15250,28 рублей / 132 месяца ожидаемого периода выплаты + 98,63 рублей ежемесячная страховая часть по состоянию на май 2006 года = 214 рублей 16 копеек. Впоследствии указанная сумма проиндексирована в августе 2006 года и апреле 2007 года.
В июле 2007 расчет приведен за период с 01 по 09 число, поскольку за период с 10 июля 2007 года перерасчет был произведен в июне 2008 года.
Таким образом, исходя из приведенного расчета, размер страховой части трудовой пенсии по старости, который должен был быть выплачен истцу со дня назначения пенсии 17 февраля 2003 года по 09 июля 2007 года, составляет 5654 рубля 65 копеек.
В колонке расчета "фактически выплачено" указан размер страховой части пенсии, которая была начислена и выплачена истцу за этот же период, исходя из перечисленных страховых взносов, разница составляет 4145 рублей 31 копейку.
Суд не может согласиться с расчетам истца, в котором сумма задолженности рассчитана как 6664 рубля 96 копеек, поскольку в нем не учтены даты, когда истец обращалась за перерасчетом размера пенсии в 2004, 2006 и 2007 годах, а по действующим правилам перерасчет производится с 1-го числе следующего месяца после обращения с заявлением.
В расчете истца начисленные страховые взносы, например за 2003 год, включены в страховую часть трудовой пенсии и указаны как задолженность, уже начиная с 01 января 2003 года, в то время как они могут быть учтены только в 2004 году с учетом даты обращения пенсионера за перерасчетом, данная ошибка повторяется у истцу в расчете ежегодно. В 2005 году истцу не мог быть произведен перерасчет, так как она с соответствующим заявлением не обращалась.
Следовательно, истцу надлежит взыскать с ответчика 4145 рублей 31 копейку и в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину, от уплаты которой была освобождена истец, в размере 400 рублей (4 % от взысканной суммы, но не менее 400 рублей).
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска произвести перерасчет размера пенсии Поповой Л.И., исходя из начисленных страховых взносов за период с 01 января 2002 года по 09 июля 2007 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Поповой Л.И. недополученную страховую часть пенсии за период с 17 февраля 2003 года по 09 июля 2007 года в сумме 4145 рублей 31 копейка.
В удовлетворении остальной части исковых требований Поповой Л.И. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска государственную пошлину в доход местного бюджета 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме принято судом 17 июня 2011 года.
Судья И.Ю.Магденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.