Октябрьский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Магденко И.Ю.
при секретаре Гончаровой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 10 марта 2011 года дело по иску Авсюк В.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в ОАО "Сибирские приборы и системы" (ранее - Омский электромеханический завод), с 01 октября 2001 года по 30 сентября 2003 года в качестве прораба участка в ООО "Градстрой", с 01 октября 2003 года по 01 февраля 2005 года в качестве строительного рабочего в ООО "Градстрой", с 03 октября 2005 года по 02 июля 2009 года в качестве прораба в ООО СК "Алгоритм", с 02 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года в качестве прораба в ООО "СтройАлгоритм", поскольку в указанные периоды его функциональные обязанности, характер, специфика и условия выполняемой работы соответствовали работе в тяжелых условиях труда, что подтверждается записями в трудовой книжке и справками, уточняющими условия труда, выданные работодателями. Также просит назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях с 15 декабря 2010 года.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме и дополнительно пояснил, что в ООО "Градстрой", в ООО СК "Алгоритм" работал прорабом, в ООО "СтройАлгоритм" работает до настоящего времени, весь 2010 год находился в отпуске без сохранения заработной платы. Просит назначить пенсию с 15 декабря 2010 года, то есть с момента достижения 55 лет.
Представитель ответчика Дубровина С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в Протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 декабря 2010 года N 1502.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и пенсионного дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с записями в трудовой книжке Авсюк В.Г. в период с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года работал в качестве монтажника на Омском электромеханическом заводе, 01 июня 1998 года принят на работу в ООО "Градстрой" мастером, 29 августа 2000 года переведен прорабом участка, где проработал до 01 февраля 2005 года, с 03 октября 2005 года по 01 июля 2009 года работал прорабом в ООО СК "Алгоритм" 02 июля 2009 года принят на работу в ООО "СтройАлгоритм", на должность прораба, где работает по настоящее время л.д. 8-13).
08 декабря 2010 года истец обратился в ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением пенсии, так как считал, что на эту дату приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, имея при этом страховой стаж более 34 лет и стаж работы в тяжелых условиях труда более 12 лет 06 месяцев л.д. 24).
Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 1502 от 29 декабря 2010 года истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда, из специального стажа были исключены периоды работы:
- с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года, поскольку должность монтажника не поименована Списком, утвержденным Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и не представлены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работы - по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
- не подтвержден документально период работы с 01 октября 2011 года по 30 сентября 2003 года; с 01 октября 2003 года по 01 февраля 2005 года, поскольку не подтвержден факт льготной работы, по представленным документам работал в качестве строительных рабочих;
с 03 октября 2005 года по 01 июля 2009 года, с 02 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года, так как в общей части лицевого счета истца не содержится сведений, связанных с особыми условиями труда л.д. 5).
В судебном заседании добыто достаточно доказательств, подтверждающих право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Омска от 02 июня 2010 года период работы Авсюк В.Г. с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года отнесен к тяжелым условиям труда, соответствующим Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов"" позиция 2290000А-14612, на ОАО "Сибирские приборы и системы" возложена обязать по выдаче справки, уточняющей условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда за указанный период л.д. 22-23).
При рассмотрении указанного дела представитель ГУ-УПФ РФ в ОАО г.Омска Дубровина С.В. участвовала в качестве третьего лица и требования поддержала.
19 июля 2010 года истцу была выдана справка N 862, уточняющая условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии, за период с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года л.д. 14).
На основании установленного, суд считает необходимым включить период работы истца с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, без установления иных обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, раздела ХХVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" позиции 2290000б-24441, право на льготное обеспечение имеют производители работ.
Согласно Постановления Кабинета Министров N 10 от 26.01.1991 г. п.2 установлено, что в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" применение Списков N 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест, в связи с чем, суд делает вывод, что при применении Списка N 2 следует учитывать также характер и специфику выполняемой работы, условия труда.
Согласно Разделу 1 ? 493 Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года N 37, должность прораба приравнена к должности производителя работ.
В судебном заседании работа истца производителем работ в тяжелых условиях труда, необходимых для назначения льготной пенсии, в периоды с 03 октября 2005 года по 01 июля 2009 года в ООО СК "Алгоритм" и с 02 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года в ООО "СтройАлгоритм" подтверждается записями в трудовой книжке, справками работодателей, выданных на основании приказов, расчетных ведомостей, личного дела, личной карточки Т-2, инструкции по технике безопасности N 12 л.д. 19, 21).
Кроме этого, работа истца на льготных условиях в ООО "СтройАлгоритм" с 02 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года подтверждается ответом ГУ-УПФ РФ в ЦАО г.Омска по вопросу отсутствия в ИНДС года льгот по профессии "производителя работ", который сообщает, что корректирующие сведения будут представлены не ранее января 2011 года, но по представленным документам факт работы в должности производитель работ - подтверждается л.д. 54).
Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о невозможности подтверждения условий труда истца в связи с тем, что выписка из индивидуального счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования не содержит сведений о его работе в спорный период на льготных условиях, по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж (учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года N 9-П пункт 1 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и абзац 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1), и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работающих по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Этим же постановлением было рекомендовано в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями)страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионный фонд РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Определением Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 года N 798-О-О было дополнительно разъяснено, что из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П однозначно следует, что, начиная с этой даты, подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
Частями 1 и 2 статьи 13 закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотреныстатьями 10 и11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе:
создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;
создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
Статьей 5 закона определено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 15 закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также обязаныобеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 ФЗ).
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ и того обстоятельства, что обязанность по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета лежит на работодателе, а по осуществлению контроля за выполнением работодателем данной обязанности - на органах Пенсионного фонда РФ, то невыполнение ими указанных обязанностей не может ущемлять права работника на исчисление страхового стажа с учетом всех периодов работы, которые подтверждаются данными трудовой книжке.
Не подлежит включению в специальный стаж период работы истца с 01 октября 2001 года по 30 сентября 2003 года в ООО "Градстрой" в качестве прораба участка, поскольку записи в трудовой книжке истца в этой части противоречат сведениям работодателя за этот период.
Справка, выданная работодателем ООО "Градстрой" содержит информацию то том, что Авсюк В.Г. был принято на работу 20 мая 1998 года мастером участка, 29 августа 2000 года переведен прорабом участка и уволен 30 сентября 2001 года приказом N 13-а от 30 сентября 2001 года и вновь принят прорабом 01 октября 2003 года приказом N 22-к от 01 октября 2003 года и уволен 01 февраля 2005 года приказом N 34-к от 01 февраля 2005 года л.д. 18).
В то же время, факт работы истца прорабом в ООО "Градстрой" в период с 01 октября 2003 года по 01 февраля 2005 года опровергается актом проверки ГУ-УПФ РФ в САО г.Омска, в результате которой было установлено, что Авсюк В.Г. приказом N 22-к от 01 октября 2003 года был принят на работу в качестве строительных рабочих: N п/п 3 Авсюк В.Г. (должность, профессия не указаны) и приказом N 34-к от 01 февраля 2005 года Авсюк В.Г. уволен л.д. 28-31).
Таким образом, не подлежит включению в специальный стаж и период работы истца с 01 октября 2003 года по 01 февраля 2005 года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения 60-летнего возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Стаж работы истца прорабом в тяжелых условиях труда с учетом спорных периодов составляет 16 лет 07 месяцев 26 дней, страховой стаж более 34 лет, следовательно, он имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно части 1 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Истец обратился в ГУ-УПФ РФ в ОАО г. Омска за назначением пенсии 08 декабря 2010 года, но право на пенсию возникло 15 декабря 2010 года, с момента достижения 55 лет.
В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ истцу надлежит возместить с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска включить Авсюк В.Г. в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, периоды работы с 10 сентября 1978 года по 01 января 1989 года, с 03 октября 2005 года по 01 июля 2009 года, с 02 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года и назначить пенсию с 15 декабря 2010 года
В удовлетворении остальной части исковых требований Авсюк В.Г. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе г. Омска в пользу Авсюк В.Г. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме принято 15 марта 2011 года.
Судья И.Ю.Магденко
Решение не вступило в законную силу.
ь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.