Дело N2-121/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Соколова В.О.,
при секретаре Колокольцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 29 февраля 2012 года дело по иску Щуренко О.В. к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании садового дома пригодным для постоянного проживания, об обязании произвести регистрацию по месту жительства в садовом доме,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально Щуренко О.В. обратился в суд с иском к Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об обязании произвести регистрацию по месту жительства в садовом доме, в обоснование исковых требований указав, что 09.09.2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о регистрации по месту фактического проживания: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, СНТ "Иртыш", дом N9. Однако ответчиком в регистрации было отказано, в связи с тем, что им не представлены документы, подтверждающие пригодность садового строения для проживания и признании его жилым строением. Он не согласен с принятым решением. Согласно свидетельству о праве собственности от 25.11.2011 г., назначением принадлежащего ему дома, общей площадью 139,9 кв.м., расположенного по адресу: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, СНТ "Иртыш", дом N9 - жилое. В соответствии с техническом паспортом принадлежащего ему садового строения 1998 года постройки, садовый дом подключен к сети газоснабжения, электроснабжения, имеет отопление, на участке находятся кроме садового дома - гараж, уборная, сараи. В связи с чем считал доказанным тот факт, что принадлежащий ему дом является жилым, пригоден для постоянного проживания и его регистрации по месту жительства. Отказывая в регистрации по месту жительства нарушается его право на выбор места жительства, предусмотренное Конституцией РФ. На основании изложенного просил суд обязать администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области произвести его регистрацию в пригодном для постоянного проживания в жилом доме по адресу: Омская область, Омский район, с. Усть-Заостровка, СНТ "Иртыш", дом N 9.
В ходе производства по делу Щуренко О.В. заявленные исковые требования уточнил, просил суд также признать садовый дом пригодным для постоянного проживания, о чем представил соответствующее заявление.
В судебном заседании истец Щуренко О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске, пояснил, что в соответствии с заключением эксперта по результатам обследования садового дома, в котором он проживает, данный дом пригоден для постоянного круглогодичного проживания, его техническое состояние соответствует архитектурно-планировочным требованиям и требованиям СНиП "Дома жилые одноквартирные". В связи с чем, полагал, что имеются все основания для признания данного дома пригодным для постоянного, круглогодичного проживания и его регистрации в данном доме по месту постоянного жительства.
Представитель ответчика Администрации Усть-Заостровского сельского поселения ОМР Омской области, представитель третьего лица Администрации ОМР Омской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представитель т\лица УФМС по Омской области, извещен надлежаще, представил заявление, в котором просил суд рассмотреть в его отсутствие.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представителей третьих лиц, в порядке заочного производства, против чего не возражал истец.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что Щуренко О.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1343 кв.м. с разрешенным использованием для садоводства с кадастровым N N и садовый домик, общей площадью 139,9 кв.м., расположенные по адресу: Омская область, Омский район, садовдческое товарищество "Иртыш", участок N9, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 55 АА N N от 01.03.2011 г. (л.д. 6) и серии 55 АА N N от 25.11.2011 г. (л.д. 5).
Согласно копии технического паспорта садового строения, составленного по состоянию на 23.09.2011 г. (л.д. 7), кадастрового паспорта здания от 19.10.2011 г. (л.д. 8), общая площадь строения составляет 139,9 кв.м., в доме имеется электроснабжение, газоснабжение, на участке расположены: гараж, сараи, уборная.
В соответствии со ст. 1 (абз. 2) ФЗ от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений). Законодатель указывает на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том, что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые в силу ст. 15 ч. 4 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из смысла ст. 27 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 ч. 1 и 2, согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, следует, что каждый имеет право на жилище, а место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Исходя из этого, место жительства определяется, как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих ему прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования, которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
В соответствии с действующим гражданским законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Закон РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", утративший силу, определял жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, предоставляя гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявленным к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризующая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, "жилищный фонд" подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В качестве критерия жилого строения для постоянного проживания следует признать фактическую пригодность жилого строения для этого, что не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования, причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав жилых зон включены зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Согласно ст. 23 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", жилое помещение по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Институт регистрации по месту жительства имеет специальную цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
Законодатель в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - закрепляя право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.
Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права гражданина на выбор места жительства.
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
В соответствии с абз.4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Тот факт, что Жилищный Кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", указанная норма по вышеизложенным основаниям признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела по инициативе истца определением суда от 27.01.2012 г. была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению экспертов, выполненного ООО "СтройКон", по результатам обследования здания, расположенного по адресу: Омская область, Омский район, СНТ "Иртыш", участок N9, нарушений требований, предъявляемых к жилым помещениям (санитарным и техническим правилам, противопожарным нормам и иным требованиям законодательства) не обнаружено. Садовый дом пригоден для постоянного, круглогодичного проживания.
Таким образом, суд считает, доказанным, что садовый дом, расположенный по адресу: Омская область, Омский район, СНТ "Иртыш", участок N9, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания и регистрации истца по месту жительства.
Суд полагает, что поскольку данный садовый дом принадлежит истцу, по всем нормам соответствует требованиям, предъявляемым к месту для постоянного круглогодичного проживания, оснований для отказа в регистрации по месту жительства истца в данном жилом помещении не имеется.
В материалах дела имеется ответ Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области N02-20/44 от 20.09.2011 г. на заявление Щуренко О.В. о регистрации по месту жительства в садовом домике (л.д. 9), согласно которому, Щуренко О.В. отказано в регистрации по месту жительства в садовом домике, в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на садовое строение, а также доказательств, подтверждающих пригодность строения для постоянного проживания. Щуренко О.В. рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании садового дома жилым и пригодным для постоянного проживания.
Пункт 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета с месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N713, предусматривает, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденныйприказом ФМС N 208 от 20 сентября 2007 г. предусматривает, что регистрационный учет граждан осуществляется регистрационными органами через их структурные подразделения, в случаях, установленных законодательством РФ - органами местного самоуправления поселений (п. 4) с указанием последовательности действий, сроков и т.д. и с прямым указанием на то, что в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.
Установлено, что ближайшим населенным пунктом по отношении к СТ "Иртыш", является с. Усть-Заостровка, органом местного самоуправления в котором является администрация Усть-Заостровского сельского поселения, выполняющая функции органа регистрационного учета в данном населенном пункте. Следовательно, на Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области следует возложить обязанность по постановке Щуренко О.В. на регистрационный учет по месту жительства.
На основании изложенного, суд находит исковые требования Щуренко О.В. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Щуренко О.В. удовлетворить.
Признать садовый дом, принадлежащий на праве собственности Щуренко О.В., расположенный на садовом участке N 9 в садоводческом товариществе "Иртыш" Усть-Заостровского сельского поселения Омского района Омской области, пригодным для постоянного круглогодичного проживания.
Обязать Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области произвести регистрацию Щуренко О.В. по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом доме по адресу: Омская область, Омский район, Усть-Заостровское сельское поселение, садоводческое товарищество "Иртыш", участок N 9.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесено определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.О. Соколов
Решение в мотивированном виде изготовлено 02.03.2012 г.
Решение вступило в законную силу 21.04.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.