Дело N 2-1669/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Безверхой А.В.,
при секретаре Барчевской М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 26 сентября 2012 года дело по иску Айринга А.А. к Управлению Росреестра по Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омской области о признании строения пригодным для круглогодичного проживания и регистрации по месту проживания,
УСТАНОВИЛ:
Айринг А.А. обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по Омской области о признании строения пригодным для круглогодичного проживания и регистрации по месту проживания, в обоснование исковых требований указав, что, на основании свидетельства о государственной регистрации права N от 02.09.2009 года, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области, истцу на праве собственности принадлежит строение, расположенное на территории земельного участка, принадлежащего Айринг А.А на праве собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права N от 27.02.2007 года. Земельный участок расположен "адрес"
Истец просит признать строение, расположенное на территории принадлежащего ему земельного участка по адресу: "адрес" пригодным для круглогодичного проживания и регистрации по месту проживания.
Определением судьи от 03.09.2012 года к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены Администрация Омского муниципального района Омской области и Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омской области.
В судебном заседании истец Айринг А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и пояснил, что жилое помещение расположено на принадлежащим ему земельном участке. Жилой дом имеет два этажа, является полностью благоустроенным, подведены свет, газ, вода, имеется водоотведение. Согласно заключению эксперта, дом пригоден для круглогодичного проживания. Он оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, но не может зарегистрироваться по месту жительства в указанном доме, и соответственно не может получить предусмотренную законом льготу. Просит признать строение, расположенное на территории принадлежащего ему земельного участка по адресу: "адрес" пригодным для круглогодичного проживания и регистрации по месту проживания.
Представитель Управления Росреестра по Омской области по доверенности Бобровник Ю.А. исковые требования не признала, и пояснила, что в Едином государственном реестре прав содержится актуальная запись о праве собственности истца на жилое строение, расположенное по адресу: "адрес", без права регистрации проживания. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Управление является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признание жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, перевод нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с Жилищным кодексом РФ относится к ведению органов местного самоуправления. Таким образом, полагает, что Управление необоснованно привлечено в качестве ответчика. Считает необходимым привлечь к участию в данном процессе в качестве ответчика полномочные органы местного самоуправления. В связи с чем, просит в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Омской области отказать.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области в судебное заседания не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что заявленные Айрингом А.А. требования не могут повлиять на права или обязанности Администрации Омского муниципального района Омской области, поскольку в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также пунктом 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, регистрационный учет граждан по месту жительства осуществляют органы местного самоуправления соответствующих поселений.
Кроме того, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14. 04. 2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" года, можно зарегистрировать гражданина в жилом строении, которое пригодно для круглогодичного проживания, и которое соответствует санитарным, техническим правилам и нормам градостроительного законодательства, если оно расположено в пределах населенного пункта.
Представитель ответчика Администрации Усть-Заостровского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, отзыв на иск не предоставил.
Представитель третьего лица СНТ "Иртыш" в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.
Представитель третьего лица УФМС России по Омской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, отзыв на иск не предоставил.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Айрингу А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1200.00 кв.м. с разрешенным использованием для садоводства с кадастровым номером N и жилое строение, общей площадью 240 кв.м., расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности N от 27.02.2007 года и N от 02.09.2009 года.
В соответствии со ст. 1 (абз. 2) ФЗ от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений). Законодатель указывает на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том, что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые в силу ст. 15 ч. 4 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Из смысла ст. 27 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 ч. 1 и 2, согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, следует, что каждый имеет право на жилище, а место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Исходя из этого, место жительства определяется, как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих ему прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования, которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.
В соответствии с действующим гражданским законодательством собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Закон РФ от 24.12.1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", утративший силу, определял жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, предоставляя гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявленным к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризующая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, "жилищный фонд" подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.В качестве критерия жилого строения для постоянного проживания следует признать фактическую пригодность жилого строения для этого, что не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования, причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохозяйственного использования (в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, предоставляемых, как указано в статье 77, для нужд сельского хозяйства) используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Согласно ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав жилых зон включены зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Согласно ст. 23 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", жилое помещение по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, закрепляет в статье 3 обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Институт регистрации по месту жительства имеет специальную цель - административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713) не содержат оснований для отказа в регистрации по месту жительства граждан.
Законодатель в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" - закрепляя право граждан на регистрацию в жилых строениях, возведенных на садовых земельных участках, исходил из необходимости обеспечения целевого назначения этих участков. В результате такого использования института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.
Правоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказывая в регистрации в жилых строениях. Между тем Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строения, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требованиям нормативов, предъявляемых к жилым помещениям, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу.
Отсутствуют соответствующие нормативные положения и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При таких обстоятельствах абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" представляет собой формально-юридическое препятствие для осуществления конституционного права гражданина на выбор места жительства.
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не связывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.
В соответствии с абз.4 ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Тот факт, что Жилищный Кодекс Российской Федерации прямо не предусматривает возможность переоформления жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает принятие Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7П "По делу о проверке конституционности абз.2 ст. 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и данных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", указанная норма по вышеизложенным основаниям признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенного пункта.
Согласно представленного истцом в материалы дела отчета, выполненного ООО "СтройКон", по результатам обследования строительных конструкций садового дома, расположенного по адресу: "адрес" нарушений требований, предъявляемых к жилым помещениям (санитарным и техническим правилам, противопожарным нормам и иным требованиям законодательства) не обнаружено. Садовый дом пригоден для постоянного, круглогодичного проживания.
Согласно кадастровый выписке о земельном участке с кадастровым номером N, земельный участок на котором расположен дом, имеет площадь 1204 кв.м., разрешенное использование под садоводство, категория земель земли населенных пунктов.
Таким образом, суд считает, доказанным, что жилое строение, расположенный по адресу: "адрес", является жилым домом, пригодным для постоянного проживания и регистрации истца по месту жительства.
Пункт 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета с месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, предусматривает, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденный приказом ФМС N 208 от 20 сентября 2007 г. предусматривает, что регистрационный учет граждан осуществляется регистрационными органами через их структурные подразделения, в случаях, установленных законодательством РФ - органами местного самоуправления поселений (п. 4) с указанием последовательности действий, сроков и т.д. и с прямым указанием на то, что в органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами.
Установлено, что ближайшим населенным пунктом по отношении к "данные изъяты" является "адрес", органом местного самоуправления в котором является администрация Усть-Заостровского сельского поселения, выполняющая функции органа регистрационного учета в данном населенном пункте. Следовательно, обязанность по постановке Айринга А.А. на регистрационный учет по месту жительства возложена на Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Поскольку вопросы о признании жилого помещения пригодным для круглогодичного проживания, перевод нежилого помещения в жилое, и т.д. относятся в соответствии с ЖК РФ к ведению органов местного самоуправления, а Управление Росреестра по Омской области является государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истцом не было представлено доказательств, что его права были нарушены действиями Управления Росреестра по Омской области, суд считает, что в удовлетворении требований к Управлению Росреестра следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать жилое строение, принадлежащее на праве собственности Айрингу А.А., расположенное "адрес" пригодным для постоянного круглогодичного проживания и регистрации по месту проживания.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В.Безверхая
Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2012года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.