Тевризский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Рязановой И.И.,
с участием помощника прокурора Долгова В.А.,
представителя заинтересованного лица Председателя Совета Тевризского муниципального района Омской области - Кравцова А.В.,
представителя заинтересованного лица Администрации Тевризского муниципального района по доверенности Авдеева И.В.,
при секретаре Клочковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тевризского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, а так же Тевризского муниципального района Омской области о признании недействующим положения пункта 2.2 Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Тевризского муниципального района от 27.02.2008г N 344-р в части установления основания для исключения муниципального имущества из реестра муниципального имущества Администрации Тевризского муниципального района в результате договора мены,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тевризского района Омской области обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что Решением Совета Тевризского муниципального района Омской области от 27.02.2008г. N 344-р "Об утверждении Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района" определены основания для исключения муниципального имущества из реестра муниципального имущества администрации Тевризского муниципального района Омской области.
Так, пунктом 2.2. Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района Омской области устанавливаются основания для исключения муниципального имущества из реестра, одно из которых регламентирует исключение имущества из реестра в результате договора мены.
Данный пункт противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
В силу статьи 570 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами.
На основании статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований.
Таким образом, приватизации подлежит в том числе муниципальное имущество, право собственности которого возмездно отчуждается другой стороне.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
4) продажа государственного или муниципального имущества без
объявления цены;
5) внесение государственного или муниципального имущества в качестве
вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
Кроме того, в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ при продаже государственного и муниципального имущества законным средством платежа признается валюта Российской Федерации.
Таким образом, отчуждение муниципального имущества в результате договора мены незаконно.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Несоответствие Решения Совета Тевризского муниципального района Омской области от 27.02.2008 г. N 344-р "Об утверждении Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района" требованиям действующего законодательства нарушает права и интересы неопределенного круга лиц - потенциальных приобретателей муниципального имущества, которые, не имея необходимого предмета обмена, не смогут приобрести обмениваемое муниципальное имущество. Кроме того, в результате данных сделок, бюджет муниципального района не будет пополнятся в виде денежных средств, что приведет к не исполнению своих обязательств со стороны администрации Тевризского муниципального района.
Таким образом, пренебрежение установленным действующим законодательством порядка отчуждения муниципального имущества создает коррупционные проявления в действиях должностных лиц администрации Тевризского муниципального района Омской области при передачи права на муниципальное имущество, совершенное договором мены, что может повлечь причинение имущественного ущерба бюджету муниципального района.
На основании подпунктов "в, ж, з" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются в том числе: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции -вправе обратиться в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону полностью или в части.
Кроме того, в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 05.04.2010 г.) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного просит признать недействующим положения пункта 2.2. Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Тевризского муниципального района от 27.02.2008 N 344-р, в части установления основания для исключения муниципального имущества из реестра муниципального имущества администрации Тевризского муниципального района в результате договора мены.
Рассмотрение настоящего дела назначено на 25 ноября 2010 года, в судебном заседании помощник прокурора Тевризского района Долгов В.А. заявил ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с отказом прокурора от заявленных требований, кроме того, аналогичное письменное заявление о прекращении производства по данному делу в связи с отказом от заявленных требований поступило и от прокурора района, так как на сессии Совета Тевризского муниципального района Омской области от 22.11.2010 г. в Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Тевризского муниципального района от 27.02.2008 N 344-р внесены соответствующие изменения.
Представители заинтересованных лиц не возражали против удовлетворения заявленного ходатайства.
Оценивая изложенное и руководствуясь ч.1 ст. 220, ст. 224 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу по заявлению прокурора Тевризского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, а так же Тевризского муниципального района Омской области о признании недействующим положения пункта 2.2 Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Тевризского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Тевризского муниципального района от 27.02.2008г N 344-р в части установления основания для исключения муниципального имущества из реестра муниципального имущества Администрации Тевризского муниципального района в результате договора мены, прекратить, в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
Определение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня оглашения.
Судья: И.И. Рязанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.