Королевский городской суд Московской области в составе судьи Чиченевой Н.А., с участием прокурора Филиппова В.В., при секретаре Курбановой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляковой Зои Федоровны к Совету депутатов г. Королева МО об оспаривании пунктов 2.6 и 2.7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного Решением Совета депутатов г. Королева МО от 12.06.2006 N 60/9,
УСТАНОВИЛ:
Полякова З.Ф. обратилась в суд с иском к Совету депутатов г. Королёва МО о признании пунктов 2.6 и 2.7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного решением Совета депутатов г. Королёва МО от 12.07.2006 N 60/9, не соответствующими статьям 15, 24, 29 Конституции РФ, статьям 3, 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ссылаясь на то, что данные пункты предусматривают публикацию в газете "Калининградская правда" сообщения о времени и месте проведения публичных слушаний и что с момента опубликования сообщения жители муниципального образования "Город Королёв Московской области" считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний.
Как указывает истица, 20 октября 2009 года в г. Королёве в профессиональном лицее N проводились публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: МО, г. Королёв, ул. Северная, "адрес" под размещение дачной застройки. Жители 45-ого квартала и граждане г. Королёва участия в них не принимали, тем не менее, по результатам данных публичных слушаний было принято положительное решение и издано постановление Главы г. Королёва МО от 09.11.2009 N 1600.
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а сообщение Администрации города о проведении публичных слушаний от 10.10.2009, опубликованное в газете "Калининградская правда", по мнению истицы, не было заблаговременным надлежащим уведомлением жителей города и, в частности, 45-ого квартала, по следующим основаниям.
Конституционные нормы, содержащиеся в ст. ст. 15 и 24 Конституции РФ, устанавливают режим гласности в деятельности органов публичной власти в стране; гарантированная доступность гражданам информации, затрагивающей их права, свободы и обязанности, относится к фундаментальным требованиям организации власти в демократическом государстве, на что указывается в Записке Главного территориального управления Президента РФ от 08.08.2002 N А7-1980 о порядке официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Газета "Калининградская правда", по мнению истицы, не может отвечать данным конституционным требованиям, так как не является официальным печатным органом Администрации города, у газеты ограниченный тираж - 12347 экз., который распространяется не только в городе, но и в области, данная газета не пользуется популярностью как у жителей 45-ого квартала, так и у 183398 жителей города, предпочитающих центральную прессу, следовательно, опубликование сведений в данном печатном органе, с учетом сложившейся реальной ситуации в г. Королёве и положений закона о местном самоуправлении, не может считаться опубликованием для всеобщего сведения.
Кроме того, п. 2.6 и п. 2.7 оспариваемого Положения нарушают не только принцип гласности, доступности официальной информации, но и принцип правовой определенности, так как из них непонятно, каков должен быть количественный тираж официального издания, какова должна быть территориальная сфера его распространения, а также непонятно, будет ли существовать возможность беспрепятственного (без несоизмеримого ущерба для физических и психических сил, времени и денег) приобретения всеми читающими гражданами г. Королёва данного печатного издания.
С 2009 года истица с друзьями и товарищами отстаивает права граждан города на доступный чистый лес и благоприятную окружающую среду для жителей 45-ого квартала и г. Королёва, регулярно участвует в защите лесного массива "45 квартал" от его захламления, огораживания и ведения какого-либо строительства в нём, и только недавно узнала о том, что в 2009 году проводились публичные слушания, на основании которых часть лесного массива отдали под дачное строительство. В 2009 году истице не было известно о проведении Администрацией г. Королёва МО публичных слушаний, об их предмете, о значимости выносимых вопросов и т.д.
Истица считает, что с учетом социальной значимости вопросов местного значения оспариваемое Положение должно было включать в себя норму о более демократичном способе опубликования (обнародования) информации о предстоящих публичных слушаниях.
В названной выше Записке от 08.08.2002 указано, что гарантированная доступность гражданам информации, затрагивающей их права, свободы и обязанности, должна обеспечивать доведение соответствующей официальной информации до жителей в конкретных условиях каждого муниципального образования, в частности, в условиях отсутствия в муниципальном образовании собственных периодических изданий представляется допустимым опубликование (обнародование) официальных документов путем вывешивания их текстов в общедоступных местах, при этом данный порядок должен быть предусмотрен уставом муниципального образования, кроме того, уставом или иным нормативным правовым актом муниципального образования должны быть определены лица, ответственные за своевременность и достоверность обнародования информации, установлены сроки обновления информации, определен порядок ознакомления с актами, снятыми со стенда, определены другие гарантии доступности каждому жителю муниципальных документов, содержащих положения, затрагивающие его права, свободы и обязанности.
Статья 39 Градостроительного кодекса РФ в качестве участников публичных слушаний, кроме представителей органов местного самоуправления, указывает правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, жителей поселений и городских округов, то есть граждан, имеющих жилищные права на соответствующей территории. Пункт 1.3 оспариваемого Положения устанавливает, что публичные слушания проводятся с участием граждан, постоянно проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым испрашивается разрешение. Ввиду ненадлежащего информирования жители города и 45-ого квартала участия в публичных слушаниях не принимали, что подтверждается протоколом публичных слушаний от 20.10.2009. Очевидно, что в случае надлежащего информирования жители города и 45-ого квартала приняли бы активное участие в слушаниях и воспротивились бы предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: МО, г. Королёв, ул. Северная, "адрес", под размещение дачной застройки. Подтверждением социальной значимости данного вопроса для жителей города являются поданные в суд иски о признании публичных слушаний от 20.10.2009 несостоявшимися и большое количество обращений граждан в различные инстанции о сохранении городского леса.
Далее истица указывает, что ст. 29 Конституции РФ гарантирует каждому право свободно искать, получать информацию любым законным способом. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в толковании, данном в решениях Европейского Суда по правам человека, гарантирует соблюдение государством принципов правовой определенности, доступности законодательства. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В силу ст. ст. 3, 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления; опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должно обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Таким образом, оспариваемые пункты 2.6 и 2.7 Положения, не устанавливая хотя бы минимальных критериев общедоступности, нарушающие принцип гласности в деятельности органов местного самоуправления и право граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, были применены к истице, нарушили её права и интересы, а также интересы жителей 45-ого квартала и г. Королёва МО.
В заявлении об уточнении исковых требований представитель истицы просил суд признать пункты 2.6 и 2.7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного решением Совета депутатов г. Королёва МО от 12.07.2006 N 60/9, нарушающими её конституционные и гражданские права, а также права жителей г. Королёва МО, закрепленные статьями 15, 24, 29 Конституции РФ, статьями 3, 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, на участие в решении социальных значимых местных вопросов в г. Королёве МО.
В судебных заседаниях представитель Поляковой З.Ф. по доверенности Казымов Ю.М. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители Совета депутатов города Королёва Московской области по доверенностям Русова М.В. и Костина А.В. просили отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием правовых оснований, в том числе по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указав, в частности, что оспариваемое Положение утверждено Советом депутатов г. Королёва МО в рамках полномочий, предоставленных представительному органу местного самоуправления Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом города и другим законодательством; оспариваемые пункты 2.6 и 2.7 Положения не противоречат Конституции РФ, Градостроительному кодексу РФ и другому законодательству; Положение не нарушает ничьих прав и интересов, а напротив расширяет права жителей на получение информации о проведении публичных слушаний. Газета "Калининградская правда" является официальным изданием в соответствии с Уставом города Королёва Московской области и решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 31.05.2006 N 42/6 "Об утверждении положения "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов города Королёва Московской области", она распространяется по подписке, а также продается в киосках, бесплатно распространяется среди льготных категорий граждан, направляется в библиотеки и другие организации, размещается в сети "Интернет", то есть является общедоступной и обеспечивает права граждан на получение официальной и иной информации.
Суд, заслушав объяснения представителей сторон и заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований Поляковой З.Ф. в связи со следующим.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией РФ и федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из материалов дела не усматривается, что права Поляковой З.Ф. на осуществление местного самоуправления каким-либо образом ограничены оспариваемым Положением, при этом большинство её доводов сводится к переоценке обстоятельств проведения конкретных публичных слушаний 20.10.2009.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания; на публичные слушания должны выноситься, в том числе, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства; порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Статья 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливает, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со ст. 21 Устава города Королёва Московской области, принятого решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 25.08.2005 N 94/557, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов города и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города о времени и месте проведения публичных слушаний.
Согласно ст. 40 Устава города Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города, которые подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Калининградская правда" и (или) иных официальных городских печатных средствах массовой информации.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Уставом города Королёва Московской области решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 31.05.2006 N 42/6 утверждено Положение "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов города Королёва Московской области", которым установлено, что городские правовые акты подлежат обязательному опубликованию в газете "Калининградская правда"; текст городского правового акта, опубликованный в газете "Калининградская правда" является официальным.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
На основании ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении указанного разрешения в комиссию; вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом настоящей статьи; в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия; комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение; указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний; заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет"; срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца; решение главы местной администрации о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Таким образом, Градостроительный кодекс РФ предусматривает обязательное официальное опубликование заключения о результатах публичных слушаний и решения местной администрации, принятого по результатам публичных слушаний, а не сообщения об их проведении.
Решением Совета депутатов города Королёва Московской области от 12.07.2006 N 60/9 в полном соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (опубликовано в газете "Калининградская правда" 03.08.2006, размещено в справочной правовой системе "Консультант", в настоящее время действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пункту 2.6 Положения Комиссия в десятидневный срок со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства публикует в газете "Калининградская правда" сообщение о времени и месте проведения публичных слушаний, а также направляет сообщение в форме заказного письма с уведомлением правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Данный пункт не противоречит Конституции РФ, Градостроительному кодексу РФ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", иным правовым актам, напротив, расширяет права жителей города Королёва Московской области по сравнению с нормами Градостроительного кодекса РФ, не требующими официальной публикации сообщения о проведении публичных слушаний.
Пунктом 2.7 Положения установлено, что с момента опубликования сообщения о проведении публичных слушаний жители муниципального образования "Город Королев Московской области" считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний.
Указанный пункт также не противоречит федеральным законам и иным правовым актам, а является составным элементом порядка организации и проведения публичных слушаний, устанавливаемого представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом, при этом в законе отсутствуют обязательные нормы об ином порядке оповещения жителей.
Требованиям статьи 15 Конституции РФ, согласно которым законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются и любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, оспариваемые пункты Положения не противоречат, поскольку Положение и решение о внесении в него изменений официально опубликованы в газете "Калининградская правда".
Не противоречат оспариваемые пункты Положения и ст. ст. 24, 29 Конституции РФ, в соответствии с которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поляковой З.Ф. не представлено доказательств нарушения оспариваемыми пунктами Положения каких-либо ее гражданских прав и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При изложенных обстоятельствах исковое заявление Поляковой З.Ф. об оспаривании пунктов 2.6 и 2.7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного Решением Совета депутатов г. Королева МО от 12.06.2006 N 60/9, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Поляковой Зое Федоровне в иске к Совету депутатов г. Королева МО об оспаривании пунктов 2.6 и 2.7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, утвержденного Решением Совета депутатов г. Королева МО от 12.06.2006 N 60/9, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королевский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 22.10.2012.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.