Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,
с участием представителей истицы, Ильчук Е.В. и адвоката Лебедевой В.А.,
представителя ответчика - Администрации Можайского муниципального района, Антонова В.В.,
представителя ответчика - Минобразования МО, и 3-го лица - Отдела опеки и попечительства, Шумовой Г.Д.,
представителя 3-го лица - Администрации г/п Можайск, Барановой Е.В.,
при секретаре Харламовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ФИО14 муниципального района, Министерству финансов "адрес", Министерству образования "адрес", 3-и лица - Администрация городского поселения ФИО15, Отдел опеки и попечительства Министерства образования "адрес" по ФИО16 муниципальному району, о предоставлении жилого помещения, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ФИО17 муниципального района, Минфину МО, Минобразования МО, 3-и лица - Администрация г/п ФИО18, Отдел опеки и попечительства Минобразования МО по ФИО19 муниципальному району, о предоставлении жилого помещения, обосновывая свои требования тем, что своего отца она не знает, а решением ФИО20 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать была лишена родительских прав в отношении нее, в связи с чем, на основании Постановления главы администрации ФИО21 сельского Совета N от ДД.ММ.ГГГГ над ней была установлена опека с назначением опекуном сестры - ФИО3, проживавшей в общежитии по адресу: "адрес", где стала проживать и истица, без закрепления за ней, однако, какого-либо жилого помещения. По окончании ФИО22 городской школы N истица закончила ГБОУ НПО ПУ N, но вместе со своей малолетней дочерью вынуждена проживать у сестры, т.к. не имеет жилья. При обращении в Администрацию г/п ФИО23 истице было отказано в постановке на очередь на получение жилого помещения, в связи с чем, ссылаясь на п.2 ст.8 Закона МО "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", истица просит суд признать за ней право на однократное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать Администрацию ФИО24 муниципального района "адрес" предоставить ей жилое помещение вне очереди по установленным социальным нормам за счет средств бюджета "адрес"
В судебном заседании истица, ФИО1, и ее представители, ФИО3 и адвокат ФИО6, настаивали на удовлетворении иска.
Представитель ответчика - Администрации ФИО25 муниципального района, ФИО7, в судебном заседании иск не признал, полагая его необоснованным.
Представитель ответчика - Минобразования МО, участвовавший в деле также в качестве представителя 3-го лица - Отдела опеки и попечительства по ФИО26 муниципальному району, ФИО8, полагала иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ответчик, Минфин МО, своего представителя в суд не направил, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в адресованных суду возражениях на иск просил суд отказать в удовлетворения иска в части требования о предоставлении истице жилого помещения за счет средств бюджета "адрес" (л.д.27-29).
Представитель 3-го лица, Администрации г/п ФИО27, ФИО9, полагала иск не подлежащим удовлетворению.
Суд считает, иск не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании из пояснений сторон и материалов дела установлено, что ФИО13 (добрачная фамилия - ФИО28 (л.д.20)) Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" (л.д.8), ее мать - ФИО10 - лишена родительских прав на основании решения ФИО29 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), сведения же об отце истицы были внесены в запись акта о рождении со слов матери (л.д.9), в связи с чем, истица обрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании Постановления Главы администрации ФИО30 сельского Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО11 была назначена сестра - ФИО3, проживавшая в комнате N в "адрес" (л.д.12), с которой несовершеннолетняя ФИО11 и стала проживать, и ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства (л.д.52, 53, 54).
С 2001 года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица проживала и проживает, и имеет регистрацию в трехкомнатной "адрес" (л.д.7, 24), принадлежащей на праве собственности ФИО3 (л.д.19), где последняя проживает со своей дочерью. Кроме того, с истицей в данном жилом помещении проживает дочь - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21, 24).
На поданное в июле 2012 года заявление истицы на имя Главы администрации г/п ФИО31 о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ей была разъяснена необходимость такого обращения в соответствующий отдел администрации по жилищно-коммунальным вопросам (л.д.18), в который, однако, ФИО1 не обращалась.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была зарегистрирована в принадлежащем ФИО3 "адрес" д.Большое "адрес" (л.д.57).
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО12 был прекращен (л.д.56), последний имеет задолженность по алиментам на содержание дочери (л.д.55).
В Администрацию ФИО32 муниципального района по вопросу предоставления жилого помещения, в том числе и как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО1 не обращалась.
Из сообщений ФИО33 филиала ГУП МО "МОБТИ" и Управления Росреестра по МО усматривается, что ФИО1 собственником какого-либо жилого помещения не является (л.д.22, 23).
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент установления опеки над истицей и на момент ее прекращения в связи с достижением истицей совершеннолетия) вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60).
Согласно ч.ч.1, 3 и 4 ст.52 ЖК РСФСР (действующего с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии с положениями п.2 ч.2 и ч.3 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Между тем, доказательств обращения ФИО1 по окончании опеки, либо по окончании образовательного учреждения в администрацию Можайского муниципального района или в администрацию городского поселения ФИО34 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, с приложением необходимых документов, истицей и ее представителями суду не представлено.
Абзацами вторым и третьим статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории "адрес", в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета "адрес".
Между тем, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, согласно его преамбуле и положениям ст.1, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу положений ст.ст.1 и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением органами государственной власти "адрес" предусмотренных федеральным законодательством и законодательством "адрес" полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет.
Таким образом, данные Законы направлены на оказание целевой государственной поддержки именно указанной в них категории социально незащищенных граждан.
Однако, ФИО1, достигла возраста 26 лет, в связи с чем, с 2005 года утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, а соответственно и право на предоставленные государством льготы - обеспечение жилым помещением вне очереди.
Учитывая изложенное, принимая во внимание несоблюдение ФИО1 заявительного порядка для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также утрату ею статуса лица, оставшегося без попечения родителей, до принятия "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ, суд полагает ссылку истицы на ст.8 данного закона несостоятельной, и считает исковые требования ФИО1 - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 ГПК РФ,
с у д ь я
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации ФИО35 муниципального района, Министерству финансов "адрес", Министерству образования "адрес", 3-и лица - Администрация городского поселения ФИО36, Отдел опеки и попечительства Министерства образования "адрес" по ФИО37 муниципальному району, о признании за ней права на однократное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на Администрацию ФИО38 муниципального района "адрес" обязанности по предоставлению ей жилого помещения вне очереди по установленным социальным нормам за счет средств бюджета "адрес" -
отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судьяподпись В.В.Хлюстов
Копия верна: судья ___________________
Решение вступило в законную силу "___" ______________ 2012 года.
Судья _________________ Секретарь __________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.