Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи И.А. Кумачевой, при секретаре А.А. Степанове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3959/12 по иску Савельевой О.В. к Администрации Мытищинского муниципального района Московской области о понуждении к заключению договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Савельева О.В. обратилась в суд с иском к Администрации Мытищинского муниципального района о признании незаконными решения N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ Управления использования земель Администрации Мытищинского муниципального района Московской области, признании права на выкуп земельного участка N площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" по цене равной 10-кратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка и обязании Администрацию Мытищинского муниципального района в течение 2 месяцев заключить с истицей договор купли-продажи указанного земельного участка.
В период производства по делу Савельева О.В. уточнила исковые требования и просила признать незаконными решения N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ Управления использования земель Администрации Мытищинского муниципального района Московской области, признать за ней право на выкуп земельного участка N площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" по цене равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка и обязать Администрацию Мытищинского муниципального района в месячный срок заключить с истицей договор купли-продажи указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истицы Савельевой О.В. по доверенности ФИО поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме, и указал что ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком заключен Договор аренды земли N. В соответствии с Договором аренды земли, ей был предоставлен в долгосрочную аренду (49 лет) с правом выкупа земельный участок площадью 836 кв.м. по адресу: д.Чиверево, ЖСЭТИЗ "Чиверево-1", участок N без обременений и ограничений в использовании. На данном участке расположен жилой дом, на который зарегистрировано право собственности. Истица неоднократно обращалась в Администрацию Мытищинского муниципального района по вопросу реализации своего права на выкуп указанного земельного участка. Однако Администрация Мытищинского муниципального района отказала ей в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на нахождение спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Также ФИО указал, что в кадастровой выписке о земельном участке и договоре аренды отсутствуют какие-либо ограничения в использовании участка в связи с нахождением земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Представитель Администрации Мытищинского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, просил применить срок исковой давности, а также просил о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.39-40).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ между Савельевой О.В. и Администрацией Мытищинского района заключен договор аренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расп24 (л.д.21-23).
В соответствии с условиями договора аренды, указанный участок был предоставлен Савельевой О.В. для индивидуального жилищного строительства в долгосрочную аренду на 49 лет с правом выкупа.
Границы участка были определены при межевании участка, поставленном на кадастровый учет за номером N (л.д.13-17).
На данном участке имеется 2-этажный жилой дом общей площадью 42,8 кв.м., право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
В 2009 году истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность спорного земельного участка. Однако, ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении в собственность данного земельного участка, ссылаясь на ФЗ от 19 июня 2007 года N и ст.27 Земельного кодекса РФ (л.д.19), также ДД.ММ.ГГГГ ответчик повторно отказал в предоставлении в собственность земельного участка (л.д.18).
Таким образом, истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
В силу ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.22 ЗК РФ, земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Федеральным законом от 19.06.2007 г. N 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
Проект установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП был утвержден соответствующим решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N.
При этом санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года N 10, которым с 01.06.2002 года введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.
Из содержания п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Анализ вышеперечисленных норм в их совокупности свидетельствует о том, что перечисленные ограничения оборота земельных участков, находящихся в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы, подпадают под действие пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ.
Отказывая истице в передаче участка в собственность, ответчик указывает на нахождение спорного участка в зоне второго пояса санитарной охраны.
Из фрагмента топографического плана, совмещенного с границами земельного участка с кадастровым номером N и зонами с особыми условиями использования территорий, следует, что земельный участок, находящийся в пользовании истицы, расположен в зоне второго пояса санитарной охраны (л.д.41).
Вместе с тем, в договоре аренды земли и кадастровой выписке о земельном участке отсутствуют какие-либо ограничения в использовании участка в связи с нахождением земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов. Заключая договор аренды земли, истица не знала о нахождении участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, в связи с чем, построив и зарегистрировав право собственности на дом, решила воспользоваться своим правом на выкуп участка.
Кроме того, статья 36 ЗК РФ предоставляет истице исключительное право на приобретение земельного участка, как собственнику строения, с учетом положений п.2 ст.28 ЗК РФ, в которой указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Савельевой О.В. к Администрации Мытищинского муниципального района "адрес" о понуждении к заключению договора купли-продажи - удовлетворить.
Признать незаконными отказы Администрации Мытищинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность Савельевой О.В..
Признать за Савельевой О.В. право на выкуп земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N по цене равной трем процентам кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Обязать Администрацию Мытищинского муниципального района "адрес" заключить с Савельевой О.В. в месячный срок договор купли-продажи земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья И.А. Кумачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.