Решение Ногинского городского суда Московской области от 24 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судья Ногинского городского суда Московской области Кислякова Е.С.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сутягина И.А. - Баскаковой Е.С.,
при секретаре Киселевой А.В.,
рассмотрев жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сутягина Ильи Александровича, на постановление N 06-12/29-2011, вынесенное 30 августа 2011 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Муравьевым С.Е. по делу об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягина И.А. по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
30 августа 2011 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Муравьевым С.Е. было вынесено постановление N 06-12/29-2011 о привлечении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягина И.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Сутягин И.А. не согласился с указанным постановлением и подал на него жалобу в Ногинский городской суд Московской области, просив указанное постановление отменить по следующим основаниям:
"ООО "Транском" письмом от 20.01.2011г за N5 на имя Заместителя Руководителя Сутягина И.А., письмом от 02.02.2011 г за N 6 в адрес администрации Ногинского муниципального района и письмом от 02.02.2011 г за N 7 на имя Главы Ногинского муниципального района, - обратились с просьбой о заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" предоставив копии документов без приложения проекта договора.
В соответствии с п.1 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно п.2 ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в исключительных случаях, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В период подписания Руководителем администрации Ногинского муниципального района проекта Договора, в ответ на обращение ООО "Транском" письмом от 02.03.2011г. за N 149/23-1; 226/23 администрация Ногинского муниципального района сообщила о том, что заявления общества будут рассмотрены.
Соответствующий проект договора администрацией Ногинского муниципального
района был предоставлен ООО "Транском", который в свою очередь возвращен 28.03.2011г. для соответствующей регистрации. Зарегистрированный договор передан ООО "Транском". Так договор между администрацией Ногинского муниципального района и ООО "Транском" на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" заключен на срок до 31.12.2013 года. Письмом от 24.05.2011г. N 1150/26 заверенная надлежащим образом копия договора от 28.03.2011г. N 33 на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" была направлена в Управление ФАС.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 06-11/83-2010 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области, администрации Ногинского муниципального района выдано Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 06/СЕ/8877 от 18.11.2010г.
В соответствии с указанным выше предписанием, администрации Ногинского муниципального района необходимо: - прекратить ограничивающие конкуренцию действия по отказу в допуске на рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области (срок исполнения Предписания установлен 1 месяц со дня его получения); - об исполнении предписания сообщить в адрес Управления ФАС в течение 14 дней со дня исполнения.
Срок исполнения Предписания устанавливался до 11.01.2011г., срок для сообщения в Управление ФАС об исполнении Предписания устанавливался до 25.01.2011г.
Несмотря на то, что Предписание фактически было исполнено, и в настоящее время действует Договор N 33 от 28.03.2011г. - 19.07.2011г. в отношении Заместителя Руководителя администрации Ногинского муниципального района был составлен протокол об административном правонарушении N 06-12/29-2011 по признакам нарушения ч. 1 ст. 14.9 КоАП, а также вынесено Постановление о наложении штрафа от 30.08.2011г. за N 06-12/29-2011, которым применен административный штраф в размере 15 000 рублей.
С законностью вынесения указанного Постановления Сутягин И.А. не согласен. Из вышеизложенного следует, что доводы Управления ФАС о нарушении ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ - необоснованны.
Администрация Ногинского муниципального района, исполняя требования Предписания в установленный срок, письмом за N 3378/2; 3378/26-1 от 29.12.2010г. в адрес Управления ФАС сообщила, что ограничивающие конкуренцию действия по отказу в допуске на рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области прекращены и впредь не будут допущены (указанное обстоятельство подтверждается надлежащим образом заверенным Реестром отправленной корреспонденции от 29.12.2010г. - запись N 12).
Таким образом, администрация Ногинского муниципального образования фактически не отказывала ООО "Транском" в заключение договора, также приняты все необходимые меры по исполнению выше указанного предписания, а именно ответ об исполнении предписания дан в установленный срок, и договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" с ООО "Транском" также заключен.
Согласно ст. 51 ФЗ "О защите конкуренции" предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ.
В данном случае в Предписании об устранении нарушений антимонопольного законодательства указано о необходимости уведомления Управления федеральной антимонопольной службы по Московский области, выдавшего Предписание о исполнении самого предписания.
При этом следует учитывать, что сведения являются средством, при помощи которого устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства, а не средством контроля за неисполнение предписания.
При таких обстоятельствах отсутствует событие административного правонарушения по ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В силу п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях в отношении администрации Ногинского муниципального района подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая вышеизложенное, Администрация Ногинского муниципального района не согласна с доводом Постановления от 29.06.2011г. о том, что не имеется доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения администрацией требований ФЗ от 26.07.2006г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", - все зависящие меры (указанные выше) администрацией Ногинского муниципального района были предприняты.
В соответствии со ст. 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц, органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством РФ и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1. КоАП РФ при производстве по делу об административных правонарушениях установлению так же подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.
Из смысла ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ следует, что субъект ответственности специальный, им являются должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления государственных или муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Таким образом, из смысла ст. 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.
Согласно п. З Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
Из представленной должностной инструкции следует, что заместитель руководителя администрации Ногинского муниципального района не обладает вышеуказанными полномочиями.
В силу п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях в отношении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании Решения Управления ФАС от 08.11.2010г. Ногинской городской прокуратурой было вынесено Представление об устранении нарушений антимонопольного законодательства N 5-119в-2010 от 06.12.2010г., в соответствии с которым требовалось провести служебную проверку и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
По факту нарушения антимонопольного законодательства проведена проверка действий муниципальных служащих администрации Ногинского муниципального района (о чем сообщено письмом от 31.12.2010г. за N 3390/26).
По результатам проверки выяснено, что подготовку письма-ответа от 07.07.2010г. за N 1627/23 на заявление ООО "Транском" от 08.06.2010г. за N 45 осуществлял начальник транспортного отдела администрации Ногинского муниципального района Копалкин А.В.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ и ст. 27 ФЗ от 02.03.2007г. за N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" начальник транспортного отдела администрации Ногинского муниципального района Копалкин А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности (распоряжение администрации Ногинского муниципального района от 30.12.2010г. за N 1001ЛС).
Оспариваемым Постановлением Сутягин И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, чем ему причинен моральный вред, выразившийся в претерпевании нравственных переживаний: состоянии дискомфортности и разочаровании, опасении за потерю авторитета перед гражданами, знакомыми и коллегами, поскольку он является Заместителем Руководителя администрации Ногинского муниципального района. Указанное Постановление умаляет его честь, достоинство и деловую репутацию.
Кроме того, указанное Постановление незаконно возлагает на него обязанность по уплате штрафа в размере 15000 рублей, уплатив который он понес материальные расходы".
В заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сутягина И.А. - Баскакова Е.С. доводы жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Баскакову Е.С., судья считает, что постановление N 06-12/29-2011, вынесенное 30 августа 2011 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Муравьевым С.Е. по делу об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягина И.А. по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ законно и обоснованно, а потому отмене не подлежит, при этом судья исходит из следующего.
По постановлению N 06-12/29-2011 от 30 августа 2011 года, Сутягин И.А., являющийся заместителем руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
"ООО "Транском" направило в адрес главы Ногинского муниципального района Московской области заявление с просьбой заключить договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
07.07.2010 г. (исх. N 1627/23) Администрацией, за подписью заместителя руководителя Администрации Сутягина И.А., в адрес генерального директора ООО "Транском" был направлен ответ, в котором обществу было отказано в заключении договора в связи с тем, что в данный момент в Ногинском муниципальном районе Московской области работают 8 предприятий такси, которые в полном объеме удовлетворяют потребности жителей района". Открытие нового предприятия по перевозке пассажиров легковыми такси, по мнению заместителя руководителя Администрации Сутягина И.А., является нецелесообразным.
Сутягин И.А., при направлении в адрес ООО "Транском" письма от 07.07.2010 г. N 1624/23, представлял позицию Администрации и мотивировал отказ в заключении Договора отсутствием потребности в оказании указанных услуг непосредственно ООО "Транском".
Полномочия, которыми наделена Администрация, не являются основанием для произвольного ограничения прав граждан на ведение предпринимательской деятельности, в том числе на оказание указанных услуг.
На основании изложенного, 08.11.2010 г. Комиссией Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 06-11/83-2010 принято решение о признании Администрации нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем необоснованного отказа ООО "Транском" в заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области.
Действия Администрации привели к невозможности осуществления предпринимательской деятельности ООО "Транском".
Постановление N 06-12/29-2011 года от 30. 08.2011 года соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении указаны обстоятельства, установленные заместителем руководителя УФАС по Московской области при рассмотрении дела, а собранным доказательствам дана мотивированная оценка, с учетом всех установленных обстоятельств заместителю руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягину И.А. назначено наказание в рамках санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Вина Сутягина И.А. в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных и исследованных заместителем руководителя УФАС по Московской области Муравьевым С.Е. доказательств:
- письмом заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Сутягина И.А. от 07.07.2010 г. об отказе ООО "Транском" в заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области (л.д. 3);
- решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 06-11/83-2010 о признании администрации Ногинского муниципального района Московской области нарушившей ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части необоснованного отказа ООО "Транском" в заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области (л.д. 4-8);
- протоколом об административном правонарушении N 06-12/29-2011 от 19.07.2011 г. в отношении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Сутягина И.А. по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ (л.д. 23-25);
- паспортными данными Сутягина И.А. (л.д. 41);
- справкой о доходах физического лица (л.д. 42);
- распоряжением от 01.03.2006 г. о переводе Сутягна И.А. на должность заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района (л.д. 43);
- характеристикой на заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Сутягина И.А. (л.д. 48-49).
Таким образом, вывод о вине заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягина И.А. в необоснованном отказе ООО "Транском" в заключении договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Ногинского муниципального района Московской области, то есть нарушении ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", обоснован.
Административная ответственность за нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрена по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену либо изменение постановления, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Наказание заместителю руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягину И.А. назначено с учетом общих правил назначения административного наказания и в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы Сутягина И.А. о том, что административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ подлежит лицо, подготовившее ответ на заявку ООО "Транском" - начальник транспортного отдела Копалкин А.В., судья считает несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области при вынесении постановления по делу об административном правонарушении N 06-12/29-2011 от 30.08.2011 г., им дана надлежащая правовая оценка.
Остальные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих отмену постановления, а потому судья считает их несостоятельными.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление N 06-12/29-2011, вынесенное 30 августа 2011 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области Муравьевым С.Е. по делу об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя администрации Ногинского муниципального района Московской области Сутягина И.А. по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.