Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Безугловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Клюшкиной И. Н. об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Клюшкина И.Н. обратилась в суд с заявлением об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка, указав в обоснование своего иска следующее. Ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", на землях населённых пунктов, с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Принадлежащий ей земельный участок является многоконтурным и состоит из двух замкнутых контуров, общей площадью 2200 кв. м. согласно вышеуказанного свидетельства о государственной регистрации права, сведения о кадастровом номере земельного участка N внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, сведения об описании местоположения границ земельного участка в государственном кадастре отсутствуют. Реализуя правомочия собственника, она в ДД.ММ.ГГГГ году обратилась к кадастровому инженеру ФИО. с заявлением о проведении кадастровых работ в отношении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, о чём между ними был заключён договор, предметом которого являлось выполнение кадастровых работ, в результате которых обеспечивалась подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка в виде межевого плана. Кадастровым инженером был выполнен комплекс кадастровых работ по определению (уточнению) местоположения границ и точной площади многоконтурного земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". В результате выполненных кадастровых работ был составлен межевой план и передан ей. Для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об описании местоположения границ и площади земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объектов недвижимости N с приложением подготовленного межевого плана в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области". ДД.ММ.ГГГГ получила решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N- N, принятое ведущим инженером отдела кадастрового учёта N ФИО, которым ей было отказано в проведении кадастрового учёта изменений земельного участка. Свой отказ орган кадастрового учёта мотивировал тем, что по результатам проверки выявлено, что на оборотном листе межевого плана, а также в акте согласования местоположения границ отсутствует номер квалификационного аттестата, а также оттиск печати кадастрового инженера, подготовившего межевой план; с заявлением о кадастровом учёте обратилось ненадлежащее лицо (отсутствует документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя обращаться за проведением соответствующих кадастровых процедур). Кроме того, органом кадастрового учёта в указанном решении об отказе было рекомендовано: исправить замечания и представить документы, оформленные в соответствии с законодательством. ДД.ММ.ГГГГ. она вновь обратилась с Заявлением о государственном кадастровом учёте изменений объектов недвижимости N в орган кадастрового учёта, к которому приложила тот же межевой план и решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N N. Однако, ДД.ММ.ГГГГ. решением об отказе в учёте изменений объекта недвижимости N, принятым ведущим инженером отдела кадастрового учёта N ФИО, ей вновь было отказано в проведении кадастрового учёта изменений земельного участка. Орган кадастрового учёта выявил новые нарушения в межевом плане и в принятом решении об отказе указал следующее: по результатам проверки представленный межевой план, подготовленный в результате уточнения местоположения границ земельного участка, подготовлен без использования сведений, содержащихся в документе, подтверждающем (устанавливающем) право на земельный участок. К тому же раздел "Заключение кадастрового инженера" не содержит исчерпывающего обоснования изменения площади.
С вышеуказанными решениями об отказе в учёте изменений объекта недвижимости она не согласна, так как решения об отказе противоречат Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 г. N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" и Требованиям к подготовке межевого плана, утверждёнными Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412. Решения нарушают ее права и законные интересы, так как препятствуют внести в государственный кадастр недвижимости сведения об описании местоположения границ и точной фактической площади принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, получить кадастровый паспорт земельного участка с уточненными сведениями, а также делает невозможной последующее внесение данных уточненных сведений об объекте недвижимости.
Просила:
Признать решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. N и N от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными и недействительными.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отменить решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. N и N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" провести кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", на основании представленного заявления о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. и приложенного к нему межевого плана и выдать заявителю кадастровый паспорт земельного участка в срок не более чем 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.
Взыскать с ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" за счет бюджета в пользу истицы судебные расходы в полном объеме.
Заявитель Клюшкина И.Н. в судебное заседание не явилась, ее интересы по доверенности представлял Прохоров А.С., который в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области незаконно отказал заявительнице в государственном кадастровом учете изменений земельного участка, поскольку в представленных в кадастровую палату документах имелось заключение кадастрового инженера, межевой план был подготовлен с учетом правоустанавливающих документов. Представил уточненное заявление, согласно которому требования о признании решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. N незаконными и недействительными и обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отменить решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. N из заявленных требований исключил. Просит удовлетворить требования согласно уточненному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ..
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области Андреева О.П. в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения, просит отказать в их удовлетворении согласно изложенным в возражениях доводам.
Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что Клюшкиной И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2200 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", на землях населённых пунктов, с разрешённым использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия N N, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N "данные изъяты"). Сведения о кадастровом номере земельного участка N внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. ( "данные изъяты").
Клюшкина И.Н. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с межевым планом.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Часть 2 ст. 16 Закона предусматривает, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 12 ст. 38 Закона о кадастре, форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждена Приказом Минэкономразвития России "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008. за N 412 от 25.01.2012. N 32.
Органом кадастрового учета заявительнице было отказано в связи с тем, что по результатам проверки представленный межевой план, подготовленный в результате уточнения местоположения границ земельного участка, подготовлен без использования сведений, содержащихся в документе, подтверждающем (устанавливающем) право на земельный участок. К тому же раздел "Заключение кадастрового инженера" не содержит исчерпывающего обоснования изменения площади.
Из материалов кадастрового дела следует, что площадь земельного участка, принадлежащего Клюшкиной И.Н., составляла 0,22 га (2200 кв.м.) ( "данные изъяты" изменения в площади земельного участка составляют 397 кв.м..
Документом, подтверждающим право на земельный участок при его постановке на кадастровый учет, являлась выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которой земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", имеет площадь 0,22 га.
Таким образом, площадь объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером: N, была ранее учтена органом кадастрового учета, и право собственности Клюшкиной И.Н. подтверждено в установленном порядке на земельный участок площадью именно 2 200 кв.м..
Материалы дела не содержат сведений о том, что в период со дня постановки земельного участка на кадастровый учет до обращения истицы с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений данного объекта недвижимости в установленном порядке был разрешен вопрос о подтверждении субъективного права Клюшкиной И.Н. на земельный участок площадью 2597 кв. м.
В силу положений п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Учитывая, что 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, составляет 220 кв.м, а изменения касаются земельного участка площадью 259 кв.м., отказ органа кадастрового учета законен.
Суд также находит законным отказ ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в части указания на то, что раздел "Заключение кадастрового инженера" не содержит исчерпывающего обоснования изменения площади.
Ссылка представителя истицы на указание в заключении кадастрового инженера решения Совета депутатов муниципального образования "адрес" Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ. "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на территории "адрес"" и минимальном размере предоставления земельных участков в размере 0,04 га, является несостоятельной, поскольку обстоятельством, имеющим значение для дела, является факт учета органом кадастрового учета площади объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером: N, принадлежащего истице, с указанием площади участка в размере 2597 кв. м, а не факт предоставления Клюшкиной И.Н. земельного участка площадью 397 кв. м.. Кроме того, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в силу уставных обязанностей и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обладает полномочиями по предоставлению гражданам земельных участков.
Указание в заключении кадастрового инженера земельного участка как многоконтурного и состоящего из двух контуров противоречит сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе, поскольку он не содержит сведений о том, что участок состоит из двух контуров.
Доводы представителя заявительницы о том, что орган кадастрового учета не может указывать недостатки межевого плана, которые ранее не были указаны им при обращении, суд считает несостоятельными, поскольку заявительница обращалась с отдельными заявлениями, межевые планы были исполнены различными лицами: от ДД.ММ.ГГГГ. ООО " "данные изъяты"", от ДД.ММ.ГГГГ. - кадастровым инженером Королевым Р.П..
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области являются законными и заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
:
В удовлетворении требований Клюшкиной И. Н. об обжаловании решений органа кадастрового учета об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.