Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лютой О.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
В. обратилась в суд с иском к ответчикам о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником строения, расположенного на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N с разрешенным использованием для садоводства на землях сельскохозяйственного назначения. Данный земельный участок на основании Договора аренды земельного участка Nс от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Главы Пушкинского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ передан в аренду сроком на 49 лет Е. - отцу истца. ДД.ММ.ГГГГ умер Е. Истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ перешло право аренды вышеуказанного земельного участка. Обратившись с заявлением в администрацию Пушкинского муниципального района о приобретении в собственность спорного земельного участка, истец получила отказ, поскольку правообладателем земельного участка является Российская Федерация.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено с/т "Рамень".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Л. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д.30), возражений по заявленным требованиям не представил.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района области по доверенности М. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца.
Представитель третьего лица с/т "Рамень" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен (л.д.28), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против удовлетворения требований В. (л.д.29).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле. Исследовав письменные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.
Порядок отнесения земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, собственности городов федерального значения оговариваются в ст.3.1. Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16, 17 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; участки, приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии со ст. 16 ФЗ-122 государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В ходе рассмотрения дела судом установлено.
На основании постановления Главы Пушкинского района Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ и Договора аренды земельного участка Nс от ДД.ММ.ГГГГ Е. передан в аренду земельный участок площадью 600 кв.м. сроком на 49 лет (до ДД.ММ.ГГГГ), расположенный по адресу: "адрес" кадастровый номер N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, предоставленного для садоводства (10-11,7-8).
ДД.ММ.ГГГГ умер Е..
Наследником к имуществу умершего Е. является дочь В.
В установленный законом срок истец приняла наследство после смерти Е., обратившись к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариусом г.Москвы Э. истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому В. унаследовала право аренды земельного участка сроком на 49 лет, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (л.д.16).На основании Договора аренды земельного участка Nс от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником нежилого дома площадью 71,4 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.6).
Истец обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка. На данное обращение администрация Пушкинского муниципального района сообщила, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем земельного участка является Российская Федерация (л.д.5).
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП (л.д. 21).
Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано на основании Конституции Российской Федерации, которая указана в качестве документа-основания.
Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Таким образом, Российская Федерация не могла приобрести права и обязанности, в порядке ст. 125 ГК РФ через муниципальное образование г.Пушкино.
На основании изложенного, в соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения этими землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 3.1. ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" 1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Таким образом, право собственности Российской Федерации не может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
2. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 52 (абзац 4) совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010, "О некоторых вопросам, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным прекратить право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок для устранения противоречий между правами при регистрации права собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-244 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
. Иск В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Московской области, администрации Пушкинского муниципального района о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.